Проблема финансового стимулирования ученичества в России: сравнительно-правовое исследование

  • Станислав Агеев Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации https://orcid.org/0000-0001-9593-7645
  • Дина Осина Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации https://orcid.org/0000-0003-2383-6903
Ключевые слова: ученичество, ученический налог, налоговые льготы, налоговый зачет, программы ученичества, фонды денежных средств

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты развития института ученичества в России. Существование этого института выгодно как работникам, обучающимся по программам ученичества, так и работодателям и государству. Основной преградой на пути к развитию ученичества являются финансовые издержки, с которыми сталкиваются работодатели в связи с приемом на производственную практику обучающихся и с профессиональной переподготовкой действующих сотрудников образовательных организаций. Способы минимизации этих издержек исследуются на примерах зарубежных стран, где институт ученичества существует давно и оказывает положительное влияние на экономику компаний и самих государств. Соответственно предметом статьи являются общественные отношения, возникающие в связи с финансовым стимулированием ученичества государством. Методология исследования включает нормативное микро-сравнение, в том числе внешнее, поскольку правовой институт ученичества является общим для различных правовых систем и смежным для отдельных отраслей права: финансового и трудового. Также авторами применено функциональное сравнение в целях поиска оптимальной модели правового регулирования. Эффективность при этом определяется через призму достигнутых странами социально-экономических показателей. Сравнительно-исторический метод, а именно диахронный анализ правового регулирования позволил проследить переход между разными моделями финансового стимулирования ученичества в отдельных юрисдикциях на различных этапах исторического развития. Выявлены механизмы прямого и косвенного финансирования ученичества, действие особых налогов, систем налоговых льгот, фондов, специальных программ ученичества. В свете поручений Президента России по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума проанализировано состояние российского законодательства, касающегося вопросов ученичества, и сделан вывод о направлениях его совершенствования с возможным использованием зарубежного опыта. Авторы предлагают расширить перечень налоговых льгот введением налогового зачета для стимулирования работодателей, в особенности, малых и средних предприятий, поддерживающих программы ученичества.

Биографии авторов

Станислав Агеев, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Кандидат юридических наук

Дина Осина, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Кандидат юридических наук

Литература

Aggarwal A., Aggarwal G. (2021) New Directions for Apprenticeships. Singapore: Springer, 321 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-16-0983-1_15

Alber M. (2019) Körperschaftsteuer in der Unternehmenspraxis. Wiesbaden: Springer Gabler, 540 S. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-19961-6

Dolmatova N.G. (2021) Legal Foundations of Types of Budgetary Security. Finansovoe pravo=Financial Law, no. 10, pp. 17–19 (in Russ.)

Kang K.-J. et al. (2017) Apprenticeships in Korea. Sejong: KRIVET, 105 p.

Kopina A.A. (2023) Legal Means of Implementing Tax Functions at the Present Stage. Nalogi=Taxes, no. 3, pp. 9–14 (in Russ.)

Kuczera M., Field S. (2018) Apprenticeship in England, United Kingdom, OECD Reviews of Vocational Education and Training. Paris: OECD Publishing, 120 p. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264298507-en

Kudryavtsev V.N. et al. (1980) Efficiency of Legal Norms. Moscow: Yuridicheskaya literatura, 280 p. (in Russ.)

Malinovsky A.A. (2016) Methodology of Comparative Law. Vestnik Universiteta O.E. Kutafina=Bulletin of the Kutafin University, no. 3, pp. 9–24 (in Russ.)

Michurina Yu. P. (2022) Classification of Tax Expenses and Their Types. Finansovoe pravo=Financial Law, no. 10, pp. 30–31 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.18572/1813-1220-2022-10-30-31

Muehlemann S. et al. (2010) Financing apprenticeship training in the light of labor market regulations. Labour Economics, vol. 17, no. 5, pp. 799–809. DOI: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2010.04.006

Savina M.V. et al. (2022) Conceptual Aspects of Innovative Policy in the Educational Field. Moscow: Dashkov Press, 132 p. (in Russ.)

Smith E. (2022) Apprenticeships: The problem of attractiveness and the hindrance of heterogeneity. International Journal of Training and Development, vol. 27, no. 1, pp. 1–21. DOI: https://doi.org/10.1111/ijtd.12281

Smith E., Rauner F. (2010) Rediscovering Apprenticeship. Dordrecht: Springer, 175 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-90-481-3116-7

Van Hoecke M. (2015) Methodology of Comparative Legal Research. Law and Method, vol. 5, no. 4, pp. 1–35. DOI: https://doi.org/10.5553/REM/.000010

Zandanov I.V. (2009) Apprenticeship Contract and Professional Development Contract: General and Special. Zhurnal rossiyskogo prava=Journal of Russian Law, no. 12, pp. 85–94 (in Russ.)

Опубликован
2024-12-03
Как цитировать
АгеевС., & ОсинаД. (2024). Проблема финансового стимулирования ученичества в России: сравнительно-правовое исследование. Право. Журнал Высшей школы экономики, 17(4), 161-184. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2024.4.161.184
Раздел
Российское право: состояние, перспективы, комментарии