Процессуальные нарушения — причина принятия неправильного судебного акта
Аннотация
Панов Алексей Борисович - научный сотрудник Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", кандидат юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: alex@panov.in.
В статье рассматриваются вопросы надлежащего извещения лица при рассмотрении дела об административном правонарушении. По итогам анализа судебной практики обнаружена тенденция, когда судьи выявляют отсутствие фиксации явки или неявки тех или иных лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях, что существенно осложняет правосудие. Анализируются конкретные судебные дела арбитражных судов, выявляются пробелы в действующем законодательстве, в том числе в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Анализируется судебная практика, в частности Постановление Президиума ВАС РФ от 12 августа 2003 г. № 1242/03, где допускаласьвозможность составления протокола об административном правонарушении и в отсутствие
законного представителя юридического лица в случае, когда имеются данные о его надлежащем извещении.Делается вывод, что требования КоАП РФ об участии в проведении процессуальных действий законного представителя юридического лица (но не любого другого его представителя) препятствуют эффективной реализации юридическим лицом своего права на защиту, ведь как показывает практика, зачастую при составлении протокола об административном правонарушении или вынесении постановления по делу об административном правонарушении присутствуют лица, которые не являются законными представителями привлекаемого к ответственности лица и не наделены полномочиями на представление его интересов при составлении протокола об административном правонарушении или вынесении постановления по делу об административном правонарушении, следовательно, основанные на таких протоколах постановления признаются судом незаконными. Суд нередко признает незаконными и отменяет постановления о привлечении к административной ответственности юридических лиц в связи с тем, что административный орган уведомляет о времени и месте совершения процессуальных действий не самих юридических лиц, а их структурные подразделения.
Автором предлагается внести изменения в ст. 25.4 КоАП РФ касательно законных представителей и представителей юридического лица. В частности, предполагается, что законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иной орган управления (должностное лицо), наделенные законом или учредительными документами правом действовать от имени юридического лица без доверенности.