Проблема финансового стимулирования ученичества в России: сравнительно-правовое исследование
Аннотация
В статье рассматриваются аспекты развития института ученичества в России. Существование этого института выгодно как работникам, обучающимся по программам ученичества, так и работодателям и государству. Основной преградой на пути к развитию ученичества являются финансовые издержки, с которыми сталкиваются работодатели в связи с приемом на производственную практику обучающихся и с профессиональной переподготовкой действующих сотрудников образовательных организаций. Способы минимизации этих издержек исследуются на примерах зарубежных стран, где институт ученичества существует давно и оказывает положительное влияние на экономику компаний и самих государств. Соответственно предметом статьи являются общественные отношения, возникающие в связи с финансовым стимулированием ученичества государством. Методология исследования включает нормативное микро-сравнение, в том числе внешнее, поскольку правовой институт ученичества является общим для различных правовых систем и смежным для отдельных отраслей права: финансового и трудового. Также авторами применено функциональное сравнение в целях поиска оптимальной модели правового регулирования. Эффективность при этом определяется через призму достигнутых странами социально-экономических показателей. Сравнительно-исторический метод, а именно диахронный анализ правового регулирования позволил проследить переход между разными моделями финансового стимулирования ученичества в отдельных юрисдикциях на различных этапах исторического развития. Выявлены механизмы прямого и косвенного финансирования ученичества, действие особых налогов, систем налоговых льгот, фондов, специальных программ ученичества. В свете поручений Президента России по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума проанализировано состояние российского законодательства, касающегося вопросов ученичества, и сделан вывод о направлениях его совершенствования с возможным использованием зарубежного опыта. Авторы предлагают расширить перечень налоговых льгот введением налогового зачета для стимулирования работодателей, в особенности, малых и средних предприятий, поддерживающих программы ученичества.
Литература
Aggarwal A., Aggarwal G. (2021) New Directions for Apprenticeships. Singapore: Springer, 321 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-16-0983-1_15
Alber M. (2019) Körperschaftsteuer in der Unternehmenspraxis. Wiesbaden: Springer Gabler, 540 S. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-19961-6
Dolmatova N.G. (2021) Legal Foundations of Types of Budgetary Security. Finansovoe pravo=Financial Law, no. 10, pp. 17–19 (in Russ.)
Kang K.-J. et al. (2017) Apprenticeships in Korea. Sejong: KRIVET, 105 p.
Kopina A.A. (2023) Legal Means of Implementing Tax Functions at the Present Stage. Nalogi=Taxes, no. 3, pp. 9–14 (in Russ.)
Kuczera M., Field S. (2018) Apprenticeship in England, United Kingdom, OECD Reviews of Vocational Education and Training. Paris: OECD Publishing, 120 p. DOI: https://doi.org/10.1787/9789264298507-en
Kudryavtsev V.N. et al. (1980) Efficiency of Legal Norms. Moscow: Yuridicheskaya literatura, 280 p. (in Russ.)
Malinovsky A.A. (2016) Methodology of Comparative Law. Vestnik Universiteta O.E. Kutafina=Bulletin of the Kutafin University, no. 3, pp. 9–24 (in Russ.)
Michurina Yu. P. (2022) Classification of Tax Expenses and Their Types. Finansovoe pravo=Financial Law, no. 10, pp. 30–31 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.18572/1813-1220-2022-10-30-31
Muehlemann S. et al. (2010) Financing apprenticeship training in the light of labor market regulations. Labour Economics, vol. 17, no. 5, pp. 799–809. DOI: https://doi.org/10.1016/j.labeco.2010.04.006
Savina M.V. et al. (2022) Conceptual Aspects of Innovative Policy in the Educational Field. Moscow: Dashkov Press, 132 p. (in Russ.)
Smith E. (2022) Apprenticeships: The problem of attractiveness and the hindrance of heterogeneity. International Journal of Training and Development, vol. 27, no. 1, pp. 1–21. DOI: https://doi.org/10.1111/ijtd.12281
Smith E., Rauner F. (2010) Rediscovering Apprenticeship. Dordrecht: Springer, 175 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-90-481-3116-7
Van Hoecke M. (2015) Methodology of Comparative Legal Research. Law and Method, vol. 5, no. 4, pp. 1–35. DOI: https://doi.org/10.5553/REM/.000010
Zandanov I.V. (2009) Apprenticeship Contract and Professional Development Contract: General and Special. Zhurnal rossiyskogo prava=Journal of Russian Law, no. 12, pp. 85–94 (in Russ.)