|
2014. №3
|
Правовая мысль: история и современность
|
4–30
|
Статья посвящена анализу форм взаимодействия шариата с действующим законодательством, его совместимости с современным российским правом в целом. Автор анализирует несколько причин возрастающего интереса к роли шариата в правовом развитии России. Среди них — продолжа-ющийся процесс возрождения ислама, социально-политическая активность мусульманских общин за пределами регионов традиционного распространения ислама, сохраняющаяся угроза исламского экстремизма, усиление роли шариата в правовом и политическом развитии мусульманского мира, а также связанные с мусульманскими меньшинствами конфликты в странах Запада. Различаются несколько вариантов обращения к шариату в сопоставлении с законодательством. Один из них пред-ставлен действиями мусульманских сепаратистов и экстремистов, которые противопоставляют ша-риат российскому праву. Другой предполагает включение норм шариата в законодательство. Еще один вариант связан с обращением к шариату в качестве альтернативного регулятора без его проти-вопоставления официальному праву. Обоснование реализации предписаний шариата не отличается единством. Мусульманские радикалы ссылаются лишь на религиозные аргументы в целях замены законодательства шариатом. Некоторые ученые призывают легализовать нормы шариата, но не под-крепляют свои предложения правовыми аргументами. Юристы придерживаются различных взгля-дов по этому вопросу. Некоторые авторы предлагают концепции законодательного признания мест-ных традиций, включая нормы шариата. Как правило, они касаются регионов Северного Кавказа. Автор выделяет несколько форм возможного взаимодействия шариата и законодательства. Первая представлена прямым включением норм шариата в законодательство. Российское право такую воз-можность допускает при определенных условиях. Главное из них — выбор среди норм шариата таких предписаний, которые отвечают критериям права и являются исламским правом в точном смысле. Другая форма сводится к включению в законодательство ссылки на исторические или местные тра-диции, что дает возможность применять отдельные нормы шариата. Кроме того, шариатские пред-писания могут действовать по вопросам, урегулированным в законодательстве диспозитивными правилами. В целом на поставленный в названии статьи вопрос автор дает положительный ответ. |
|
31–54
|
Статья посвящена анализу роли и значения юридических уловок в финансовых инструментах исделках, используемых в исламской банковско-финансовой (далее — ИБФ) сфере. Дается поня-тие уловок, приводятся примеры их использования, а также краткий обзор исламских правовыхконцепций для определения законности применения уловок. Предполагается, что юридическиеуловки, существовавшие в средневековый период в виде определенных сделок для обхода ко-ранического запрета прибытка «риба», изначально понимаемого как денежный излишек (лихва),образуемый в результате ссудно-заемных операций, а в современной исламской экономике какссудный процент. В ходе начавшейся в 70–80-х годах прошлого века кампании по «исламизациизнаний», сфера которой охватывала целый ряд наук, включая экономику, возникшие в периодСредневековья правовые уловки были восприняты в качестве форм для современных исламскихфинансовых инструментов. Многие из них стали средством для обхода риба в значении ссудногопроцента, запрещенного в исламе. Приводится анализ использования уловок для обхода запре-та ссудного процента риба в современных операциях исламской банковско-финансовой системы.Показана изменившаяся роль исламского права в сфере финансов, которое более не являетсяправом, регулирующим операции ИБФ, и нормы которого более не признаются юридически обяза-тельными, а имеют характер неких этических принципов, лишенных правового содержания. Болеетого, ссылка в тексте финансового контракта на исламское право (шариат) рассматривается лишькак «шариатский риск», увеличивающий оспоримость такой сделки в суде. В статье делается вы-вод, что практически все рассмотренные исламские финансовые инструменты и схемы построенына таких уловках. Вполне очевидно, что в современных условиях высокой конкуренции с конвен-циональными банками в исламских странах и, особенно, в области международных финансов этаисламская банковско-финансовая модель без использования уловок для обхода запрета ссудногопроцента риба становится неконкурентоспособной. |
Российское право: состояние, перспективы, комментарии
|
55–85
|
Статья посвящена обзору Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении измененийв Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде-рации», основные положения которого вступают в силу с 1 марта 2015 г. Авторы провели подробныйанализ масштабных изменений, внесенных в Земельный кодекс Российской Федерации, Граждан-ский кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты. Данные изменения направле-ны на выполнение ряда задач, поставленных Президентом Российской Федерации, в том числе вцелях гармонизации земельного законодательства с Гражданским кодексом и законодательствомо градостроительной деятельности, повышения прозрачности процедур в сфере земельных отно-шений, исключения коллизий между федеральными законами и положений, способствующих воз-никновению коррупциогенных проявлений на практике. Авторы уделили особое внимание новомупорядку образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной илимуниципальной собственности, новым институтам земельного законодательства и переходным по-ложениям, предусмотренным Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изме-нений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации», подчеркнуты правовые особенности норм, имеющих важное значение для формиро-вания правоприменительной и судебной практики. Авторами высказано мнение о последствияхреализации перечисленных нововведений как для органов публичной власти, так и для граждан июридических лиц, заключающихся в повышении доступности земельных ресурсов для населениястраны, в том числе для льготных категорий граждан, а также для инвесторов. В статье также обо-снованы причины появления ключевых нововведений, изучена судебная практика, указывающаяна существование спорных вопросов, на разрешение которых направлены новые нормы законода-тельства. Авторами перечислены подзаконные акты и законы субъектов Российской Федерации,которые должны быть приняты в целях реализации положений Федерального закона от 23 июня2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации». |
|
86–101
|
В статье на основе норм Трудового кодекса Российской Федерации и доктрины трудового права ис-следуются вопросы дефиниций коллективных трудовых споров, примирительные процедуры их рас-смотрения и разрешения. Предпринята попытка сформулировать новые подходы к определениюконцепции коллективных трудовых споров в российском трудовом праве. В науке трудового права неразработана в должной мере концепция коллективных трудовых споров, что закономерно обуслов-ливает проблемы в применении соответствующих норм Трудового кодекса Российской Федерации,иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров,социально-партнерских соглашений, локальных нормативных актов. Цель исследования — совер-шенствование концепции коллективных трудовых споров, примирительных процедур их рассмотре-ния и разрешения (примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитра-же), участия государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров.В статье решены следующие задачи: 1) выявлены характерные признаки коллективных трудовыхспоров, конфликтов и разногласий; 2) определено понятие коллективных трудовых споров и пред-ставлена их классификация; 3) дан системный анализ требований работников, профессиональныхсоюзов и их объединений, примирительных процедур их рассмотрения и разрешения (примири-тельной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже), участия государствен-ных органов по урегулированию коллективных трудовых споров; 4) внесены предложения по со-вершенствованию гл. 61 Трудового кодекса Российской Федерации. Научная новизна работы — наоснове теоретических конструкций и положений Конституции Российской Федерации, конвенций ирекомендаций Международной организации труда (МОТ), решений Комитета по свободе объедине-ния Административного совета МОТ, Трудового кодекса Российской Федерации исследуются фун-даментальные вопросы и проблемы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров всовременных социально-экономических условиях. Сформулированные теоретические положенияи выводы развивают концептуальную модель рассмотрения и разрешения коллективных трудовыхспоров, служат предпосылкой для дальнейших исследований в этой области, могут быть использо-ваны в работе по совершенствованию Трудового кодекса Российской Федерации и иных норматив-ных правовых актов, содержащих нормы трудового права. |
|
102–120
|
В статье рассматривается одна из наиболее острых проблем, возникающих в сфере международ-ного частного права, — международное похищение детей одним из родителей. В первой части ста-тьи представлен анализ основных положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектахмеждународного похищения детей от 25 октября 1980 г. (далее — Конвенция); раскрыты основныепонятия Конвенции (похищение, права опеки, права доступа, Центральный орган); указаны условия,при которых ребенок, перемещенный в другую страну, может быть возвращен в страну его обычногопроживания, а также случаи, при которых возврат ребенка не представляется возможным. Во вто-рой части статьи исследуются проблемы применения Конвенции в Европейском Союзе (далее —ЕС), в частности, анализируются два правовых режима: установленного для взаимодействия междустранами — членами ЕС Регламентом Совета ЕС от 27 ноября 2003 г. № 2201/2003 «О юрисдикции,признании и приведении в исполнение судебных решений по семейным делам и делам об обязанно-стях родителей», и функционирующего между странами ЕС и другими странами (на примере России).Здесь же рассматривается практика Европейского суда по правам человека по вопросу похищениядетей. Третья часть статьи посвящена проблемам применения Конвенции в России. На примере делаИрины Беленькой обращается внимание на трудности, возникавшие до присоединения России к Кон-венции и связанные с невозможностью принудительного исполнения иностранного судебного реше-ния в России и во Франции и препятствовавшие эффективной защите интересов детей; показанаважность присоединения Российской Федерации к Конвенции; анализируется роль центрального ор-гана, которым в России является Министерство образования и науки. Особо выявлены обстоятель-ства, препятствующие эффективному применению Конвенции в России: несоответствие отдельныхположений российского законодательства правилам Конвенции (отличные от Конвенции значенияв российском праве понятий «похищение», «опека»; отсутствие определения в Конвенции терми-на «место обычного проживания»). Обращено внимание на недавние законодательные измененияв связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектахмеждународного похищения детей (федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ). |
|
121–135
|
В статье показано, что в период становления общей Европы в середине XX века стартовыми драй-верами интеграционного развития явились четыре фундаментальные экономические свободы —движение товаров, людей, капитала, и услуг. В условиях современного глобального информационно-го общества в Европейском Союзе этот каталог фундаментальных политико-экономических свободпредыдущих этапов исторического и интеграционного развития пополнился пятой свободой — сво-бодой движения информации и знаний (free movement of knowledge). В связи с этим автор обосновы-вает необходимость разработать соответствующие информационно-правовые доктринальные и за-конодательные новации, призванные адекватно ответить на вызовы глобального информационногообщества. В частности, автор предлагает, чтобы ученые, специалисты, чиновники, работающие надформированием стартовой нормативной правовой базы деятельности Евразийского экономическогосоюза (далее — ЕАЭС) (которая начнется с 1 января 2015 г. на территории Беларуси, России и Казах-стана) — включили в предмет своих размышлений в дополнение к проблеме устранения имеющихсяограничений на пути свободного перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, внутриединого экономического пространства ЕАЭС, еще и проблему устранения различного рода необо-снованных преград на пути максимально возможной свободы движения внутри ЕАЭС информации изнаний. Автор представляет абрис основных трудностей, возникающих в ходе становления и разви-тия пятой свободы, и формулирует некоторые подходы к их разрешению. В частности, делается по-пытка определить содержание основных параметров действующего отечественного регулированияна процессы освоения одним из основных субъектов пятой свободы — библиотеками — электронно-го формата существования своих фондов и определения путей совершенствования общественногодоступа к ним. Очень важно осознавать важность и тонкость этих проблем и стремиться к их разре-шению на базе формирования эволюционным путем правильного баланса между необходимой и до-статочной свободой движения информации и знаний и надлежащей защитой иных прав и законныхинтересов личности, общества и государства. Адекватное времени и социально сбалансирован-ное разрешение такого рода проблем потребуется как ЕАЭС, так и его странам-участникам, чтобыбыть конкурентоспособными в XXI веке — веке информации и знаний. |
|
136–143
|
Данная статья посвящена рассмотрению правовых проблем охраны подводного культурного на-следия в Российской Федерации. В статье анализируются факторы, негативно влияющие на со-хранность объектов подводного культурного наследия в России, а также состояние национальногозаконодательства в данной области. Автор выделяет негативные факторы правового и неправо-вого (коммерческая эксплуатация объектов, сувенирный сбор) характера, которые отрицательновлияют на сохранность объектов подводного культурного наследия. Констатируется отсутствие вроссийском законодательстве терминологического единообразия понятия «подводное культурноенаследие», а также самостоятельного подхода по учету и паспортизации подводных объектов. Про-веденный анализ позволяет сделать вывод, что правовые проблемы Российской Федерации мо-гут приводить к повреждению или утрате подводного культурного объекта как ценного источниказнаний об историческом и культурном прошлом государства. В то же время в статье выделяютсяи рассматриваются позитивные тенденции в практике Российской Федерации по выявлению и ох-ране затонувших исторических судов, анализируется актуальное национальное законодательствов области охраны подводного культурного наследия, рассматриваются такие нормативные право-вые акты, как Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июня 2002 г.№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Россий-ской Федерации», а также некоторые подзаконные нормативные правовые акты. Приводится при-мер из практики Российской Федерации по выявлению и учету затонувших кораблей и подводныхартефактов в акватории Финского залива. На основании проведенного исследования автор делаетобоснованный вывод о необходимости пересмотра и корректировки российского законодательствав области охраны культурного наследия, предлагает воспользоваться позитивным опытом евро-пейских государств, в частности Италии, по созданию охраняемых государственных территорий вцелях более эффективного управления подводным культурным наследием и его охраны. Даютсярекомендации по совершенствованию национальных нормативных правовых актов по охране иуправлению подводным культурным наследием в Российской Федерации. |
|
144–158
|
Автор статьи анализирует корпоративные отношения с точки зрения объекта уголовно-правовойохраны и сферы установления уголовно-правовых запретов. Обращается внимание на динамизмобщественной и жизни и появление более двух десятилетий назад новой группы общественныхотношений, нуждающихся в детальном научном осмыслении. В силу приоритетности для уголовно-го права восполняющего законодательства дается нормативная и доктринальная характеристикаотношений, складывающихся внутри корпорации. Автором проведен анализ позиций относитель-но определения понятия и правовой природы корпоративных отношений со стороны современныхправоведов. Отмечено отсутствие общего подхода к их пониманию. Выявлено наличие в совре-менной юридической литературе различных представлений о понятии и правовой природе дан-ной группы общественных отношений, которые могут быть обозначены следующими концепциями:1) теория единого правоотношения; 2) теория организационно-имущественных отношений; 3) тео-рия любых правоотношений между юридическим лицом и его участником; 4) теория секундарныхправ; 5) теория корпоративной правоспособности: 6) теория абсолютных отношений. Обращеновнимание на легальное расширение предмета гражданского права с 1 марта 2013 г. за счет включе-ния в него корпоративных отношений. Автором дана краткая характеристика их легального пони-мания как отношений участия в корпорации или управлению ею. Обосновывается что, несмотря навыделение законодателем двух подгрупп корпоративных отношений, основными из них являютсяотношения участия в корпорации, а производными — отношения управления. Отдельно проана-лизирована ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации на предмет возможности включенияданной группы отношений в объект уголовно-правовой охраны. Делается вывод о правомерностираспространения уголовно-правовых средств на охрану корпоративных прав и интересов. Аргумен-тируется необходимость их охраны средствами уголовного закона, наряду с иными отраслевымисредствами защиты. Статья подробно содержит конкретизацию различного причинного комплекса,обосновывающего необходимость установления пригодных для практического применения уголов-но-правовых запретов в сфере корпоративных отношений. Главным образом это объясняется сово-купностью различных социальных, экономических и правовых причин. |
Право в современном мире
|
159–171
|
Статья посвящена анализу наиболее сложных и интересных аспектов ведения коллективных пе-реговоров по заключению тарифных договоров и производственных соглашений в ФедеративнойРеспублике Германии. В своей статье автор подробно раскрывает содержание принципа свободыобъединения и принципа тарифной автономии, на которых основывается правовое регулированиеколлективных переговоров. Автор не ограничивается рассмотрением законодательства ФРГ, регу-лирующего проведение коллективных переговоров, но учитывает также его соотношение с меж-дународными стандартами труда и правом Европейского Союза (далее — ЕС). Особое вниманиеуделяется Директиве Совета ЕС 94/45/EC 22 сентября 1994 г. «Об учреждении Европейского Про-изводственного Совета на предприятиях уровня Содружества и в группах предприятий уровня Со-дружества с целью осуществления процедур информирования работников и консультаций с работ-никами». В статье затронуты особенности специального статуса членов объединений работодателей.Многие немецкие объединения работодателей закрепили в своих учредительных документах, что ихчлен вправе получить специальный статус, в соответствии с которым тарифные договоры, заключен-ные объединением работодателей, на него не распространяются. Однако объединение работодате-лей представляет ему те же услуги, что и иным своим членам, а организация, имеющая специальныйстатус, обязана выплачивать членские взносы. Автор не только раскрывает содержание специаль-ного статуса члена объединений работодателей, но и указывает позицию Федерального ТрудовогоСуда, рассмотревшего дело о законности включения подобных положений в уставы объединенийработодателей. Автор исследует основные тенденции и перспективы развития системы коллектив-но-договорного регулирования трудовых отношений и практики коллективных переговоров в Герма-нии, а также возникающие при этом противоречия. С одной стороны, в результате децентрализацииколлективных переговоров вопросы, которые ранее регулировались тарифными договорами, стано-вятся предметом производственных соглашений, заключаемых на уровне предприятия. В то же вре-мя в связи с ростом влияния права ЕС на правовую систему ФРГ и возникновением большого числатранснациональных корпораций, осуществляющих деятельность на территории двух или более странЕС, заключаются производственные соглашения, регулирующие условия труда работников одновре-менно в Германии и других странах ЕС. Статья представляет интерес для специалистов и широкогокруга читателей, интересующихся социальным партнерством и трудовым правом Германии. |
|
172–182
|
This article presents the results of a comparative legal analysis of gas industry regulation in BRICS countries.In addition to the description of gas production in these states, the author provides a general overviewof the sources of regulatory environment in the gas sector and discusses the co-relation issues betweeninternational and national laws. The nature of legal regulation of natural gas production, transportation,distribution and trade forms a significant part of this research. The author’s conclusions derive from thedescription of legal constraints within natural gas export and import. Firstly, all BRICS countries need todevelop their respective gas industries. Some BRICS countries, like Brazil, South Africa, and, to someextent, India) are radically reforming their legal systems, while others are trying to solve their problems byopening up to government and private investments within the existing regulatory system (China and Russia).Secondly, all BRICS countries currently have high level of monopolization in production, transportation,distribution and trading (to varying degrees). However, only in Russia monopoly is legally enshrined in thearea of gas export. Thirdly, it appears that all BRICS governments understand the necessity to create acompetitive market environment and are taking appropriate actions. Fourthly, all BRICS countries have corruptionproblems, as well as problems with government failures; therefore, the effect of the reforms in theshort-run will depend greatly on the political will of each respective government and to a lesser degree onthe quality of legal regulation. |
Научная жизнь
|
198–208
|
В настоящей статье анализируются события Международного философско-правового симпозиу-ма «Рациональность в праве». Внимание автора статьи сосредоточено на рассмотрении основныхтезисов прозвучавших на симпозиуме докладов. Применительно к докладу М.В. Антонова указа-но на значимость анализа аргументов в пользу единства права — эти аргументы, выдвигавшиеся вистории политико-правовой мысли, нередко были основаны на той или иной версии философскогохолизма. В докладе Л. Клерико подчеркнута применимость в конституционно-правовом регулирова-нии концепции взвешивания принципов, разработанной современным немецким философом праваР. Алекси. Доклад П. Кьяссони примечателен выделением трех видов истины: формальной истиныкак соответствия рассуждения законам логики; инструментальной истины как пригодности опреде-ленных средств для достижения поставленных целей; содержательной истины как установлениявысших этических ценностей и отношений между ними. Выступление Р. Карачоло было посвященопроблематике соотношения обязывающей силы норм с убеждающей силой оснований для действия.В докладе Х. Моресо проанализирована применимость классической логики в сфере права, а такжеизучены параметры действия логических законов в правопорядке. М. Фаррелл представил интерес-ную реконструкцию философско-правового учения Иеремии Бентама в аспекте его проекта кодифи-кации и переустройства судебной системы Англии. В выступлении Х. Родригеса исследованы разли-чия между логикой норм и логикой нормативных предложений. Е.В. Булыгин акцентировал вниманиена сравнительном анализе аналитической философии права и метафизическими учениями о раци-ональности права. В своем докладе К. Каркова выступил в защиту постулатов школы критическихправовых исследований. Р. Виго подчеркнул значимость юснатуралистической и аргументативнойперспектив в правоведении. В выступлении Х. Сердио предпринята попытка отграничения права отморали в призме кантовского разделения между теоретическим и практическим разумом. Р. Гибурописал и сравнил относительную силу магических и рационалистических начал в праве. В докладеЕ.Н. Лисанюк был предложен анализ трех образов деонтической логики в праве. |
Рецензии
|
209–213
|
В рецензии дается общая оценка монографии М.В. Антонова, посвященной анализу социологическихи правовых идей Г. Гурвича. Особое внимание уделяется вопросам онтологии и аксиологии права. |
|
214–218
|
В рецензии рассматривается учебник А.С. Селивановского, посвященный правовому регулирова-нию рынка ценных бумаг. Рассматривается структура учебника, выделяются главы, посвященныепроизводным финансовым инструментами, недобросовестным практикам на рынке ценных бумаг. Дается общая положительная оценка рецензируемой работы. |
|
|