Классификация конституций стран «общего права»
Аннотация
Богдановская Ирина Юрьевна - профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: ibogdanovskaya@hse.ru.
В современной правовой доктрине признаны несколько оснований для классификаций конституции. Одно из них – деление конституций на писаные и неписаные. При этом отмечается, что данное основание фактически уходит в прошлое. Между тем анализ конституцией стран общего права показывает актуальность данной классификации. В этих странах действует старейшая конституция США, многоактная конституция Канады, неписаные конституции Великобритании и Новой Зеландии. Для конституций стран общего права характерно соотношение писаного и неписаного права при возрастании удельного веса писаного права.
Другой аспект проблемы связан с определением места неписаной конституции в системе источников права. Конституции определяются как верховное право страны. Однако речь идет скорее о признании конституции источников права, чем об определении ее места в системе источников. Следует отметить влияние английского принципа парламентского верховенства на определение места конституции в системе источников права. Согласно которому все статуты имеют равный статус и не могут обладать большей или меньшей юридической силой. Признание высшей юридической силы конституции неизменно приведет к отказу от данного принципа и пересмотру традиционной английской конституционно-правовой доктрины.
Конституций стран «общего права» имеют общие и особенные черты. Характерные черты конституций дают основание выделять их в отдельную группу, что необходимо учитывать при классификации конституций.Конституциии стран общего права постепенно эволюционирует. Однако в отличие от стран романо-германского права она происходит не столько в форме конституционных поправок. Значительную роль играют судебные прецеденты толкования старейших и неписаных конституций, которые позволяют адаптировать конституционные положения к меняющимся социальным условиям. Прецедентное право дает возможность обновлять конституции. Тем не менее конституционные реформы, проводящиеся в отдельных странах общего права, ставят проблему пересмотра традиционных подходов и выработки новых доктринальных положений.