Современные кодификации международного права в странах Юго-Восточной Азии (Китайская Народная Республика и Япония)
Аннотация
Касаткина Александра Сергеевна - аспирантка кафедры международного частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: akasatkina@hse.ru
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
На сегодняшний день прослеживается тенденция рекодификации МЧП, представляющая собой замену новыми законами однотипных кодификационных актов автономного характера. В ходе рекодификации осуществляется «реставрация» национального МЧП с учетом последних требований международного гражданского оборота. Это обусловлено тем, что в странах Юго-Восточной Азии формирование гражданского законодательства, в том числе коллизионного, происходит именно сейчас и, естественно, не на пустом месте. Законопроектная работа ведется не только с учетом собственного опыта в этой сфере, но и с широком обращением к иностранному опыту, в частности к кодификации законодательства в Германии, Швейцарии, Италии.
Основная функция кодификации, на что многократно указывалось в зарубежной доктрине, проявляется в преодолении «законодательной инфляции», кризиса права путем привнесения правовой определенности в регулирование развивающихся правоотношений. Особое значение современных кодификаций МЧП в странах Юго-Восточной Азии видится в более точном формулировании норм и институтов МЧП с использованием системного подхода. Содержательное богатство современных кодификаций МЧП требует переосмысления таких институтов данной отрасли, как автономия воли сторон, принцип наиболее тесной связи, обратная отсылка и обход закона и ряд других институтов МЧП.
Закон КНР 2010 г. свидетельствует о том, что китайский законодатель пошел по пути частичной кодификации: в одном законодательном акте содержатся положения, касающиеся гражданско-правовых отношений с иностранным элементом, и соответствующие вопросы наследственного, семейного права, а также трудовых отношений. Несомненным достоинством Закона КНР 2010 г. является усиление защиты слабой стороны правоотношения, более гибкий подход в вопросе личного закона иностранных организаций, а также «возведение» принципа тесной связи в общий принцип для всего коллизионного права КНР.
Закон Японии 2006 г. в значительной степени воспроизводит положения Закона 1898 г., но устанавливает более детальное и современное регулирование. Этот законодательный акт является достаточно подробным, и в то же время, компактным по структуре и содержанию. Особое внимание уделяется вопросам международного семейного права, а также обязательствам договорного и внедоговорного характера, в частности содержится подробное регулирование потребительских договоров.
Таким образом, настоящая статья посвящена комплексному анализу современных автономных кодификаций международного частного права в странах Юго-Восточной Азии. В рамках настоящей статьи проводится детальный анализ национально-правового регулирования законов о международном частном праве в Китае и Японии. Проводится анализ основных институтов международного частного права, подробно исследуются вопросы касающиеся наследственного, брачно-семейного, деликтного, вещного и обязательственного права.