Реализация свободы предоставления услуг: принцип взаимного признания

  • Елена Постникова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: либерализация, Суд ЕС, право ЕС, Европейский союз, внутренний рынок, свобода предоставления услуг, услуги, принцип взаимного признания, гармонизация, эквивалентность, поставщик услуг

Аннотация

Принцип взаимного признания как общий принцип либерализации трансграничных экономических отношенийв рамках внутреннего рынка ЕС играет немаловажную роль в реализации свободы предоставления услуг. Основной целью статьи является выявление значения принципа взаимного признания для реализации свободы предоставления услуг и оценка эффективности его применения. Особое значение для установления его содержания сыграло решение Суда ЕС по делу 120/78 Cassis de Dijon, которое касалось устранения ограничений свободы движения товаров. В статье излагается суть данного решения. Автором обращается внимание на неоднозначность анализируемого принципа в виду существования в доктрине разных подходов к определению его сути. Подходы отличаются друг от друга, в частности, различным пониманием рассматриваемого принципа в зависимости от его правовой основы. В доктрине часто встречается точка зрения, что принцип взаимного признания применяется в отсутствие гармонизирующих актов на уровне ЕС. Однако другая точка зрения допускает применение данного принципа при минимальной и необязательной гармонизации, а также в рамках «нового подхода» к гармонизации. На основании исследования актов вторичного права ЕС, практики Суда ЕС, а также различных доктринальных взглядов, дается характеристика содержания принципа взаимного признания. В рамках сферы применения принципа взаимного признания выделяются такие основные формы взаимного признания как признание лицензий и стандартов, а также признание профессиональных квалификаций и документов, их подтверждающих. Особенности, такого объекта экономических отношений как услуги и их правового регулирования, влияют на применение принципа взаимного признания в этой сфере. Проводится сравнительный анализ товаров и услуг как объектов трансграничных экономических отношений и выявляются особенности применения принципа взаимного признания в сфере предоставления услуг. Дается оценка применения принципа взаимного признания и формулируются причины, препятствующие его реализации. В частности, определяется роль принципа взаимного признания в правовом регулировании заключения государственных контрактов на предоставление услуг. Особое внимание уделяется анализу правового регулирования ЕС в сфере признания профессиональных квалификаций. Анализируются положения Директивы 2005/36 о признании профессиональных квалификаций. В итоге делается вывод, что принцип взаимного признания в полной мере не реализуется, но, несмотря на это наблюдается тенденция к повышению его эффективности в сфере предоставления услуг.

Биография автора

Елена Постникова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Старший преподаватель кафедры международного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. E-mail: l_postnikova@mail.ru

Опубликован
2013-02-09
Как цитировать
ПостниковаЕ. (2013). Реализация свободы предоставления услуг: принцип взаимного признания. Право. Журнал Высшей школы экономики, (1), 151-172. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2013.1.151.172
Выпуск
Раздел
Право в современном мире