Исламская правовая мысль против экстремизма и терроризма
Аннотация
Сюкияйнен Леонид Рудольфович - профессор кафедры теории праваи сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. E-mail: leosyk@mail.ru
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
Исламский экстремизм, крайним выражением которого выступает терроризм под лозунгами ислама, с середины 90-х годов прошлого века оказывает заметное влияние на политическую жизнь многих стран и целых регионов современного мира, включая Россию. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой тематики. Одно из них касается анализа причин и факторов, рождающих и стимулирующих исламский радикализм. Другой аспект раскрывает политические, организационные, финансовые, информационные и иные стороны деятельности экстремистских организаций и движений, а также угрозу, которую они представляют для безопасности и национальных интересов различных стран, в том числе и России. Отдельное направление сводится к изучению идейных аспектов обсуждаемого феномена, которые имеют особое значение.В традиционной исламской политико-правовой мысли имеются отдельные положения, которые могут использоваться для оправдания экстремизма. Среди них – несколько стихов (айятов) Корана и хадисов (преданий), передающих высказывания Пророка Мухаммада. Вырванные из контекста, они превращаются в оружие экстремистов, которые ссылаются на них в обоснование своих преступлений. Это касается, прежде всего, концепции джихада. Однако в целом шариат и исламская юриспруденция по своей природе открыто противостоят международному терроризму. Решения ведущих центров исламской правовой мысли отвергают идеологию мусульманских радикалов. Это относится не только к пониманию джихада, но к трактовке отношения ислама к власти и политике, включая современное неисламское государство. Современная исламская правовая мысль исходит из того, что такие ключевые концепции, как единобожие и обвинение в неверии (такфир) должны пониматься не как аргументы, оправдывающие экстремизм и терроризм, а, наоборот, в качестве идейного оружия в противодействии исламскому радикализму. Указанная мысль убедительно обосновывает преступный характер религиозного экстремизма. Причем с этой целью она прибегает именно к исламской правовой аргументации, основанной на нормах и принципах шариата. Такие выводы могут и должны использоваться в борьбе с угрозой исламского экстремизма и терроризмом под исламскими лозунгами.