Ислам и конституции арабских стран

  • Леонид Сюкияйнен Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://orcid.org/0000-0001-6153-6923
Ключевые слова: конституция, шариат, ислам, права и свободы человека, исламское государство, государственная религия, источник законодательства, основной низам о власти

Аннотация

Исламские нормы, принципы и институты оказывают заметное влияние на конституции всех арабских стран, за исключением Ливана. Ислам отражается на конституционном закреплении характера государства, основ власти и общества. Конституции ряда государств прямо провозглашают государство исламским и подчеркивают исламскую принадлежность государства, народа или нации. Конституции почти всех арабских стран закрепляют статус ислама как государственной религии и статус шариата как источника законодательства. Исламские начала пронизывают конституционное регулирование прав и свобод человека — например, свобода вероисповедания в ряде стран ограничена исламскими нормами. Данные предписания включаются в понятие публичного порядка, нормативно закрепленного в некоторых арабских странах. Ислам и шариат прямо воздействуют на конституционные нормы относительно правового статуса женщин, семьи, образования, свободы слова и мнения, деятельности СМИ и научного творчества, а также свободы ассоциаций. Среди обязанностей человека конституции ряда стран называют защиту религии. Отдельные конституции предусматривают, что все права человека должны толковаться в рамках шариата. Регулирование организации и деятельности государственных органов также подвержено влиянию исламских начал. Принципы совещательности, справедливости и равенства считаются основами исламской власти. Исламские нормы отражаются в статусе главы государства, который в указанных странах должен быть мусульманином. В ряде стран высший законодательный орган в соответствии с исламской традицией носит название консультативного совета. Иногда строгое следование исламским ритуалам включается в число требований, которым должен отвечать кандидат в депутаты парламента. Конституции отдельных стран предусматривают создание специальных государственных или иных структур, прямо связанных с исламом и шариатом; таковы, например, Аль-Азхар в Египте, Высший исламский совет в Алжире, Высший совет фетв и жалоб в Мавритании. Конституционный статус ислама и шариата в Саудовской Аравии обладает существенной спецификой — Коран и Сунна Пророка объявлены конституцией страны. Эти два источника рассматриваются стоящими выше всего законодательства Королевства.

Биография автора

Леонид Сюкияйнен, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Доктор юридических наук, профессор

Литература

Ahmed D., Ginsburg T. (2014) Constitutional Islamization and human rights: surprising origin and spread of Islamic supremacy in constitutions. Virginia Journal of International Law, no. 3, pp. 615-695.

Ahmed D., Gouda M. (2015) Measuring constitutional Islamization: Islamic constitutions index. Hastings International and Comparative Law Review, no. 1, pp. 1-74.

Al-Hajaya N. (2020) The public order based on marriage in Dubai Court of Cassation's jurisdiction regarding personal status matters: a study in UAE private international law. Al-Hukuk Journal, no. 1, pp. 401-429 (in Arabic)

Al-Nabhan M. (1986) The Islamic view at the legislative role of the state. Arab Law Quarterly, no. 5, pp. 557-561. DOI: https://doi.org/10.2307/3381398

Ballantyne W. (1986) The new Civil Code of United Arab Emirates: a further reassertion of the Shari'a. Arab Law Quarterly, no. 3, pp. 245-264. DOI: https://doi.org/10.1163/157302585X00482

Brown N., Revkin M. (2018) Islamic law and constitutions. In: Oxford Handbook of Islamic Law. A. Emon, A. Rumee (eds.). Oxford: OUP, pp. 779-818.

Chirkin V. Ye. (2014) Egiptian Constitution of 2014. Gosudarstvo i pravo=State and Law, no. 6, pp. 90-97 (in Russ.)

Hanson M. (1987) The influence of French law on legal development of Saudi Arabia. Arab Law Quarterly, no. 3, pp. 272-291. DOI: https://doi.org/10.1163/157302587X00318

Hosen N. (2004) In search of Islamic constitutionalism. The American Journal of Islamic Social Sciences, no. 2, pp. 1-24. DOI: https://doi.org/10.35632/ajiss.v21i2.501

Jabbur J. (1976) Arabism and other manifestations of adherence in the modern constitutions of Arab countries. Damascus: Ministry of Culture, 142 p. (in Arabic)

Johansen B. (2004) The relationship between the Constitution, the Sharî'a and the Fiqh: jurisprudence of Egypt's Supreme Constitutional Court. ZaöRV 64, pp. 881-896.

Khayrullin T., Korotayev A. (2017) Islam and Yemeni constitutions: comparative analysis. Aziya i Afrika segodn'ya=Asia and Africa Today, no. 5, pp. 43-48 (in Russ.)

Lombardi C. (2013a) Constitutional provisions making sharia “a” or “the” chief source of legislation: where did they come from? What do they mean? Do they matter? The American University International Law Review, no. 3, pp. 733-774.

Lombardi C. (2013b) Designing Islamic constitutions: past trends and options for a democratic future. International Journal of Constitutional Law, no. 3, pp. 615-645. DOI: https://doi.org/10.1093/icon/mot038

Sapronova M.A. (2011) Islam and state structures of Arab states: a guide. Moscow: MGIMO Press, 164 p. (in Russ.)

Vasil'yev A.M., Vinnitskiy D.I. (2013) Egyptian Constitution: Islamic «Yes» to secular «No». Aziya i Afrika segodn'ya=Asia and Africa Today, no. 3, pp. 2-10 (in Russ.)

Опубликован
2022-03-24
Как цитировать
СюкияйненЛ. (2022). Ислам и конституции арабских стран. Право. Журнал Высшей школы экономики, 15(4), 4-23. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2022.4.4.23
Выпуск
Раздел
Правовая мысль: история и современность