Ислам и конституции арабских стран
Аннотация
Исламские нормы, принципы и институты оказывают заметное влияние на конституции всех арабских стран, за исключением Ливана. Ислам отражается на конституционном закреплении характера государства, основ власти и общества. Конституции ряда государств прямо провозглашают государство исламским и подчеркивают исламскую принадлежность государства, народа или нации. Конституции почти всех арабских стран закрепляют статус ислама как государственной религии и статус шариата как источника законодательства. Исламские начала пронизывают конституционное регулирование прав и свобод человека — например, свобода вероисповедания в ряде стран ограничена исламскими нормами. Данные предписания включаются в понятие публичного порядка, нормативно закрепленного в некоторых арабских странах. Ислам и шариат прямо воздействуют на конституционные нормы относительно правового статуса женщин, семьи, образования, свободы слова и мнения, деятельности СМИ и научного творчества, а также свободы ассоциаций. Среди обязанностей человека конституции ряда стран называют защиту религии. Отдельные конституции предусматривают, что все права человека должны толковаться в рамках шариата. Регулирование организации и деятельности государственных органов также подвержено влиянию исламских начал. Принципы совещательности, справедливости и равенства считаются основами исламской власти. Исламские нормы отражаются в статусе главы государства, который в указанных странах должен быть мусульманином. В ряде стран высший законодательный орган в соответствии с исламской традицией носит название консультативного совета. Иногда строгое следование исламским ритуалам включается в число требований, которым должен отвечать кандидат в депутаты парламента. Конституции отдельных стран предусматривают создание специальных государственных или иных структур, прямо связанных с исламом и шариатом; таковы, например, Аль-Азхар в Египте, Высший исламский совет в Алжире, Высший совет фетв и жалоб в Мавритании. Конституционный статус ислама и шариата в Саудовской Аравии обладает существенной спецификой — Коран и Сунна Пророка объявлены конституцией страны. Эти два источника рассматриваются стоящими выше всего законодательства Королевства.
Литература
Ahmed D., Ginsburg T. (2014) Constitutional Islamization and human rights: surprising origin and spread of Islamic supremacy in constitutions. Virginia Journal of International Law, no. 3, pp. 615-695.
Ahmed D., Gouda M. (2015) Measuring constitutional Islamization: Islamic constitutions index. Hastings International and Comparative Law Review, no. 1, pp. 1-74.
Al-Hajaya N. (2020) The public order based on marriage in Dubai Court of Cassation's jurisdiction regarding personal status matters: a study in UAE private international law. Al-Hukuk Journal, no. 1, pp. 401-429 (in Arabic)
Al-Nabhan M. (1986) The Islamic view at the legislative role of the state. Arab Law Quarterly, no. 5, pp. 557-561. DOI: https://doi.org/10.2307/3381398
Ballantyne W. (1986) The new Civil Code of United Arab Emirates: a further reassertion of the Shari'a. Arab Law Quarterly, no. 3, pp. 245-264. DOI: https://doi.org/10.1163/157302585X00482
Brown N., Revkin M. (2018) Islamic law and constitutions. In: Oxford Handbook of Islamic Law. A. Emon, A. Rumee (eds.). Oxford: OUP, pp. 779-818.
Chirkin V. Ye. (2014) Egiptian Constitution of 2014. Gosudarstvo i pravo=State and Law, no. 6, pp. 90-97 (in Russ.)
Hanson M. (1987) The influence of French law on legal development of Saudi Arabia. Arab Law Quarterly, no. 3, pp. 272-291. DOI: https://doi.org/10.1163/157302587X00318
Hosen N. (2004) In search of Islamic constitutionalism. The American Journal of Islamic Social Sciences, no. 2, pp. 1-24. DOI: https://doi.org/10.35632/ajiss.v21i2.501
Jabbur J. (1976) Arabism and other manifestations of adherence in the modern constitutions of Arab countries. Damascus: Ministry of Culture, 142 p. (in Arabic)
Johansen B. (2004) The relationship between the Constitution, the Sharî'a and the Fiqh: jurisprudence of Egypt's Supreme Constitutional Court. ZaöRV 64, pp. 881-896.
Khayrullin T., Korotayev A. (2017) Islam and Yemeni constitutions: comparative analysis. Aziya i Afrika segodn'ya=Asia and Africa Today, no. 5, pp. 43-48 (in Russ.)
Lombardi C. (2013a) Constitutional provisions making sharia “a” or “the” chief source of legislation: where did they come from? What do they mean? Do they matter? The American University International Law Review, no. 3, pp. 733-774.
Lombardi C. (2013b) Designing Islamic constitutions: past trends and options for a democratic future. International Journal of Constitutional Law, no. 3, pp. 615-645. DOI: https://doi.org/10.1093/icon/mot038
Sapronova M.A. (2011) Islam and state structures of Arab states: a guide. Moscow: MGIMO Press, 164 p. (in Russ.)
Vasil'yev A.M., Vinnitskiy D.I. (2013) Egyptian Constitution: Islamic «Yes» to secular «No». Aziya i Afrika segodn'ya=Asia and Africa Today, no. 3, pp. 2-10 (in Russ.)
Copyright (c) 2022 Право. Журнал Высшей школы экономики

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.