Население и законы. Новое в развитии коммуникативной культуры взаимоотношений общества и государства в России
Аннотация
Статья является попыткой анализа трансформации взаимоотношений государства и общества в современной России. В ней анализируется реакция населения на пять наиболее резонансных изменений российского законодательства, принятых в 2012-2013 гг.: ужесточение санкций за участие в публичных мероприятиях, введение понятия некоммерческой организации — иностранного агента, ограничение свободы дискуссии в средствах массовой информации и сети Интернет, расширение понятия запрещенной политической деятельности. Поправки в законодательство стали ответом на резко возросшую с зимы 2011-2012 гг. общественную активность граждан. Каждый из рассматриваемых законов стал предметом жесткой критики со стороны общества, а их применение было фактически блокировано. Общественная экспертиза подтвердила наличие у всех них схожих дефектов, касающихся как содержания закона (подмена его предмета и законодательного целеполагания), так и процедуры его принятия (крайняя поспешность, голосование без необходимого обсуждения, с нарушением правил и принципов законодательного процесса). Законы принимали «по конкретному случаю» — ad hoc. Это делает все пять актов сомнительно конституционными и влекущими нарушение конституционных прав граждан. Кроме того, они вступают в противоречие с международными обязательствами, взятыми на себя Россией. Всем рассматриваемым актам присуща правовая неопределенность (неясность, двусмысленность изложения нормативного материала). Наконец, все анализируемые нормативные акты в той или иной степени нарушают системность и непротиворечивость российского законодательства. Ответом общества на неадекватное правовое регулирование стало осознанное гражданское неповиновение. В связи с этим особенно важен анализ причин сложившейся ситуации, которая в данном случае кроется в порядке проведения выборов и подсчета голосов. Происходит отрицательный отбор при формировании депутатского корпуса: его персональный состав зависит от степени лояльности его большинства к Президенту и исполнительной власти. Отсюда берут начало депрофессионализация законотворческой деятельности российского парламента и снижение его компетентности, а также крайне низкий уровень оценки деятельности парламента обществом.
Литература
Federal'ny zakon ot 08.06.2012 N 65-FZ «O vnesenii izmeneniy v kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh i v Federal'nyy Zakon «O sobraniyakh, mitingakh, demonstratsiyakh, shestviyakh i piketirovaniyakh». — Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 24. St. 3082.
Federal'ny zakon ot 20.07.2012 N 121-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti regulirovaniya deyatel'nosti nekommercheskikh organizatsiy, vypolnyayushchikh funktsii inostrannogo agenta». — «Rossiyskaya gazeta» N 166 ot 23.07.2012.
Federal'ny zakon ot 28.07.2012 N 139-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O zashchite detey ot informatsii, prichinyayushchey vred ikh zdorov'yu i razvitiyu» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii». — Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 31. St. 4328.
Federal'ny zakon ot 28.07.2012 N 141-FZ «O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii». — Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 31. St. 4330.
Federal'ny zakon № 135-FZ «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 5 Federal'nogo zakona «O zashchite detey ot informatsii, prichinyayushchey vred ikh zdorov'yu i razvitiyu». — Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2013. N 26. St. 3208.
Pastukhov V.B. (2012) Restavratsiya vmesto reformatsii [Restoration instead of reformation]. Moscow. (in Russian)
Il'in I.A. (1993) Nashi Zadachi [Our Goals]. Sobranie sotchineniy [Collection of Works].
Babtskiy A. (2013) Khoroshaaya novost': otbor na loyal'nost' [Good News. Selection in terms of Loyalty]. Vedomosti, no. 44.
Timothy Colton (2013) Interview. Argumenty i Fakty.
Zayavlenie Pravleniya Tsentra «Transperensi Interneshnl-R». Available at: http://transparency.org.ru/nashi-publikatcii/zaiavlenie-pravleniia-tcentra-antikorruptcionnykh-issledovanii-i-initciativ-transperensi-interneshnl-r
Roskomnadzor v situatsii s «Rosbaltom» prevysil polnomochiya, schitaet OP — RIA novosti. Available at: http://ria.ru/society/20131120/978298193.html#ixzz2leHuHGXshttp://ria.ru/society/20131120/978298193.html#ixzz2lAxcH8tn
«Rosbalt» eshche ne skazal poslednego slova. Available at: http://www.specletter.com/obcshestvo/2013-11-20/rosbalt-ecshe-ne-skazal-poslednego-slova.html
Minyustom Rossii ne ustanovleno dostatochnykh pravovykh osnovaniy dlya vneseniya ChRPOO «Shchit i Mech» v reestr NKO-inostrannykh agentov. Available at: http://minjust.ru/ru/node/4433
Spravka o golosovanii po voprosu: (tret'e chtenie) O proekte federal'nogo zakona № 559740-5 «O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii» (v chasti sovershenstvovaniya zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii). Available at http://vote.duma.gov.ru/vote/75148
«Rossiya: Otmenit' «inostrannykh agentov». Available at: http://www.hrw.org/ru/news/2013/11/21/rossi-ya-otmenit-inostrannykh-agentov
«Zayavlenie «Memoriala»: «Zakon ob inostrannykh agentakh» nevozmozhno ispravit'. Available at: http://www.rosbalt.ru/main/2013/11/16/1200259.html
Moscow Helsinki Group (2013). Monitoring pravoprimenitel'noy praktiki zakonodatel'stva poslednikh let v oblasti zashchity grazhdanskikh prav [Monitoring of Judicial Practice of Legislation in Recent Years in the sphere of Civil Rights]. Moscow.
Copyright (c) 2014 Право. Журнал Высшей школы экономики

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.












