Саморегулирование профессиональных юридических сообществ: миф или реальность?
Аннотация
Чаплинский Александр Владимирович - аспирант кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: chap-aleksandr@yandex.ruАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
В настоящей работе рассмотрены природа саморегулирования и структура и функции института саморегулирования трех профессиональных сообществ, действующих в сфере юстиции Российской Федерации - судей, адвокатов и нотариусов. источниками являются федеральные законы РФ, уставы и другие нормативные документы сообществ. На основе данного анализа автор предлагает вариант классификации нормативных актов саморегулирования. Он делит их на: 1) акты, определяющие правила поведения членов сообщества и порядок формирования сообщества, 2) акты, имеющие организационный характер, регулирующие функционирование органов самоуправления сообществ, 3) акты вспомогательного характера (положения о наградах, конкурсах, о реализации социальных гарантий, профессиональной подготовке членов сообщества и др.). Рассматривается также содержание и роль данных актов в регламентации профессиональной деятельности российских юристов-практиков. Автор подвергает критике установившийся в юридической науке нашей страны и ошибочный, по его мнению, взгляд на саморегулирование как на частноправовое явление, которое существует исключительно вне сферы публичной власти. По его наблюдению, реализация публичной власти включает в себя не только императивные, но и диспозитивные начала. Он выражает уверенность в естественности и жизненной необходимости диспозитивных начал, которые являются одной из предпосылок здорового функционирования государства. Деятельность судей, адвокатов и нотариусов без надлежащей меры их самостоятельности не имеет смысла. Наглядным примером этого и является саморегулирование их сообществ. Оно дает судьям известную независимость от двух других ветвей публичной власти, тогда как адвокатам – от всех государственных институтов. В результате саморегулирование получило развитие прежде всего и преимущественно в адвокатском сообществе. Судейское и особенно нотариальное сообщество РФ демонстрируют довольно низкий уровень саморегулирования. Так, сообщество нотариусов России принимает касающиеся его нормативные акты совместно с Министерством юстиции РФ или же согласует их с заместителем министра юстиции. Такое положение автор не считает оптимальным.