Свобода договоров в Европейском союзе
Аннотация
Базедов Юрген - профессор Гамбургского университета, директор Института сравнительного и международного частного права Макса Планка, доктор праваАдрес: Mittelweg 187, 20148 Hamburg
В статье содержится комплексное изучение основополагающего принципа частного права Европейского союза – свободы договоров, которая явилась отправным моментом в создании ЕС. В круг задач автора входит анализ особенностей применения данного принципа на практике в связи с государственным регулированием экономических отношений и вопросами конкурентной борьбы. В качестве источников автором привлечены акты международного права - Римский и Лиссабонский договоры, директивы Совета Европы; отраслевые кодексы стран-членов ЕС, решения судов; работы видных специалистов в сфере гражданского и международного права и др. Автор является сторонником ограничительного понимания государственного регулирования экономики. Он подразделяет принцип свободы договоров на пять аспектов. Он находит, что в рамках ЕС в правовом регулировании принципа свободы договоров, хотя и защищенного гарантиями международно-правового уровня, имеются, тем не менее, слабые стороны. Правовому регулированию в области европейского договорного права свойственны формализованность, которая сочетается с непоследовательностью в регулировании и с многочисленностью актов, принятых различными институтами ЕС. Эти акты к тому же слишком часто имеют разрозненный и выборочный характер. Данный конфликт, по наблюдению автора, скорее всего, значительно усугубится после вступления в силу Хартии основных прав Европейского союза. Ведь в тексте Хартии не только содержатся некоторые аспекты свободы договоров, но еще и закреплены многочисленные антидискриминационные положения. Предшествующие коллизии составителями Хартии были не приняты во внимание. Поэтому прямое вертикальное применение положений Хартии в сфере частного права, вероятно, поставит под угрозу функционирование смешанной рыночной экономики, которая выступает в качестве основы деятельности Европейского союза. Статья заканчивается призывом вернуться к истокам запрета дискриминации, опирающимся на содержащийся в публичном праве принцип прямого и справедливого распределения благ. К принципу же прямого вертикального действия следует обращаться только в самых крайних случаях.