Автономное вождение в цифровую эпоху и правовая охрана: китайский опыт и пути развития

Ключевые слова: юридическая ответственность, правовая охрана, искусственный интеллект, автономное вождение, китайское законодательство, безопасность данных

Аннотация

В цифровую эпоху автономное вождение, являясь инновационной разработкой, стремительно меняет понятия о транспорте и о путешествиях. Важнейшей особенностью автономного вождения является доминирование технологий искусственного интеллекта, а процесс вождения — это системная инженерия, в которой машина непрерывно собирает информацию о движении, анализирует ее и самообучается, чтобы достичь автономного управления. В Китае по мере прогресса отечественных технологий и развития коммерческого применения технологий автономное вождение постепенно входит в повседневную жизнь. Многие китайские автомобильные компании, такие как Great Wall, Changan и Xiaopeng, выпустили на рынок беспилотные модели, другие автомобильные компании также начали выпускать такси с автопилотом. Сочетание таких технологий, как искусственный интеллект, большие данные и Интернет вещей (IoT) с автомобильной промышленностью в значительной степени способствовало росту значения искусственного интеллекта и внедрению интернет-технологий в автомобильную промышленность Китая. Но сама технология автономного вождения все еще находится на стадии разработки и совершенствования, поэтому управление ею также трудно. Все это создает ряд проблем для законодательства в данной области. Применение этих технологий не только меняет традиционный автомобильный рынок и индустрию, но и оказывает беспрецедентное воздействие на действующие в Китае правовые нормы. Правовая система Китая сталкивается с проблемами по таким ключевым вопросам, как определение ответственности за ДТП и защита безопасности данных. В настоящей статье подробно анализируется ряд политических мер поддержки развития индустрии автомобилей с автопилотом в Китае. Раскрываются основные проблемы законодательства в области автономного вождения и предлагаются пути их решения. В условиях стремительного развития индустрии автономного вождения только ускоренное совершенствование нормативной базы для обеспечения безопасности автономного вождения, адаптированной к будущему развитию, может способствовать инновациям и ускорить реализацию плана интеграции автомобилей с автопилотом в человеческое общество цифровой эпохи.

Биография автора

Шаосюе Цзя, Шанхайский политико-юридический университет

Доктор юридических наук, доцент

Литература

Bai W., Zhu Y., Qin B. (2022) Chinese unmanned vehicles: the road ahead is long, everything will be achieved. Qi che yu pei jian=Cars and Accessories, no. 3, pp. 3641 (in Chinese)

Cao J. (2023) On the regulation of algorithmic safety of autonomous vehicles. Hua dong zheng fa da xue xue bao=Bulletin of East China University of Political Science and Law, no. 2, pp. 22-33 (in Chinese)

Chen Y., Cheng Q., Shao Y. et al. (2018) Development review of autonomous vehicles. Qi che gong ye yan jiu=Automotive Industry Research, no. 4, pp. 57-59 (in Chinese)

Ding Z. (2023) Basic logic and basic progress of legal regulation of autonomous driving. Jing ji te qu=Special Zone Economy, no. 4, pp. 13-17 (in Chinese)

Feng J. (2018) Artificial Intelligence Technology and Changing Liability Laws. The Case of Autonomous Driving Technology. Bi jiao fa yan jiu=Comparative Jurisprudence, no. 2, pp. 143-155 (in Chinese)

Li S. (2019) Research on legislative issues of autonomous vehicles. Xing zheng fa xue yan jiu=Administrative and Legal Research, no. 2, pp. 104-113 (in Chinese)

Sun J. (2019) Research on the legal risk regulation of algorithmic automated decision making. Fa zhi yan jiu=Journal of Rule of Law Research, no. 4, pp. 108-117 (in Chinese)

Wang L. (2022) Defects of autonomous vehicles and liability for them. Qing hua fa xue=Qinghua Law, no. 2, pp. 93-112 (in Chinese)

Yin Q. (2018) Problems of intellectual vehicle tort law and solutions. Fa lv ke xue (xi bei zheng fa da xue xue bao=Legal Science. Journal of Northwestern University of Politics and Law, no. 5, pp. 42-51 (in Chinese)

Wu H. (2021) Legislative comparison and identification of tort liability of extraterritorial autonomous vehicles. Nan hai fa xue=Law of the South China Sea, no. 5, pp.117–124 (in Chinese)

Yang L. (2018) Attempting to solve the problem of legal regulation of artificial intelligence through the current civil law norms. Zhong zhou xue kan=Zhong zhou xue kan Journal, no.7, pp. 40-49 (in Chinese)

Zhao S. (2022) On criminal risks of autonomous driving and responses. Bei fang fa xue=Northern Law Journal, no. 2, pp.132-142 (in Chinese)

Zhang L. (2021) Determination of guilt of the owner and operator of a vehicle in a traffic accident. Dang dai fa xue=Modern Jurisprudence, no.1, pp. 26-36 (in Chinese)

Zhang L., Li Q. (2018) Analyzing structure of tort liability structure of traffic accident for self-driving cars. Zhek jiang she hui ke xue=Zhejiang Social Science, no. 8, pp.35-43 (in Chinese)

Zheng Z. (2022) The dilemma of autonomous vehicles product defect detection and response. Zhe jiang she hui ke xue=Zhejiang Social Science, no. 2, pp. 48-58 (in Chinese)

Опубликован
2023-03-29
Как цитировать
ЦзяШ. (2023). Автономное вождение в цифровую эпоху и правовая охрана: китайский опыт и пути развития. Право. Журнал Высшей школы экономики, 16(4), 357-379. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2023.4.357.379
Выпуск
Раздел
Право в современном мире