Опыт «свободных зон» Китайской Республики (Тайвань), или истоки маркировки «made in Taiwan»

  • Роман Шепенко Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации (МГИМО) https://orcid.org/0009-0003-2303-9637
Ключевые слова: свободные зоны, районы экспортной переработки, технологические промышленные парки, привлечение инвестиций, стимулирование экспорта, налоговые льготы, субсидии, Тайвань

Аннотация

Начиная с 1960-х годов многие государства стали создавать территории со специальным режимом предпринимательской деятельности. Они называются по-разному, но в их основе лежит концепция свободной зоны, в пределах которой ввезенные товары считаются находящимися вне пределов таможенной территории государства. Учреждение свободных зон часто не приносит ожидаемых результатов. Проблема состоит, в частности, в том, что принятие нормативного акта,
предусматривающего освобождение от фискальных и иных платежей, не является основным условием привлечения иностранных инвестиций. Выявление совокупности факторов и определение значения правового регулирования важны с теоретической и практической точек зрения. Наиболее известными и часто упоминаемыми являются особые экономические районы КНР, но материковый Китай не был первопроходцем. Именно на Тайване были созданы первые в Азии районы экспортной переработки. Их специфика состоит в активной роли государства и в том, что иностранные инвестиции использовались, прежде всего, как источник передачи технологий. Тайвань добился больших успехов в экономике и заметную роль в этом сыграли районы экспортной переработки. Основываясь на исходных
данных о создании и показателях таких районов, автор настоящей статьи предпринимает попытку комплексного рассмотрения законодательства и практики Тайваня, включая его обязательства в рамках Всемирной торговой организации, а также идентификации условий, обеспечивающих достижение целей создания свободной зоны. В исследовании использовались сравнительно-правовой и формально-логический методы. Установлено, что отсутствие сырья и материалов, а также доступный объем рынка не являются определяющими факторами для районов экспортной переработки. Сделан вывод, что роль узаконений в процессе привлечения иностранных инвестиций ограничена. Отсутствие в международном договоре прямых указаний не означает исключения из правового регулирования. Статус непризнанного государства и отсутствие дипломатических отношений не оказывают отрицательного влияния на районы экспортной переработки.

Биография автора

Роман Шепенко, Московский государственный институт международных отношений МИД Российской Федерации (МГИМО)

Доктор юридических наук, профессор

Опубликован
2024-06-06
Как цитировать
ШепенкоР. (2024). Опыт «свободных зон» Китайской Республики (Тайвань), или истоки маркировки «made in Taiwan». Право. Журнал Высшей школы экономики, 17(2), 241-266. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2024.2.241.266
Раздел
Право в современном мире