Электронная торговля в архитектуре нормативного регулирования: поиск баланса интересов

  • Ольга Сергеева Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0003-0366-8148
Ключевые слова: электронная торговля, онлайн-платформа, бизнес-пользователь, потребитель, нормативное регулирование, общий цифровой рынок, баланс интересов

Аннотация

Развитие цифровых технологий существенно упрощает выход малого и среднего бизнеса как на национальный, так и на зарубежные рынки. Однако преодоление территориальных барьеров посредством безграничных интернет-технологий приводит к постановке вопроса о юридических механизмах регулирования отношений в сфере электронной коммерции, об эффективном ответе российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития. К таким большим вызовам относится прежде всего качественное изменение самого правового пространства, которое формируется под воздействием новых акторов — электронных торговых площадок (онлайн-платформ). В разработке норм негосударственного регулирования электронной коммерции активно принимают участие и частные заинтересованные лица — деятели бизнес-сообщества и провайдеры интернет-услуг. Цифровизация договорных связей оказала влияние не только на инструментарий, но и внесла качественные коррективы в фундамент регламентации частноправовых отношений. Это требует всестороннего исследования, осмысления и выработки научного подхода к регулированию договорных отношений в Интернет-среде, принимая во внимание позитивный опыт зарубежных стран, являющихся лидерами в сфере электронной торговли, однако ориентируясь на собственные правовые традиции. В статье рассматривается дискуссия о применимости традиционных правовых подходов к отношениям в цифровой среде; анализируются подходы к правовому регулированию электронной торговли, в том числе, принятые международными организациями (ЮНСИТРАЛ), региональными интеграциями на европейском и евразийском пространстве, а также национальными законодателями; исследуются модели негосударственного регулирования электронной торговли. Автор делает вывод, что в условиях цифровизации бизнес-среды установление баланса прав и интересов всех участников электронной торговли осуществимо лишь посредством введения императивных нормативных предписаний. Поставленной задаче в большей степени будет отвечать принятие специального законодательного акта, который формировал бы основы торговой деятельности в цифровом пространстве и опирался бы современные тенденции правового регулирования в этой сфере.

Биография автора

Ольга Сергеева, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

Опубликован
2024-06-06
Как цитировать
СергееваО. (2024). Электронная торговля в архитектуре нормативного регулирования: поиск баланса интересов. Право. Журнал Высшей школы экономики, 17(2), 23-50. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2024.2.23.50
Раздел
Российское право: состояние, перспективы, комментарии