Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах

  • Леонид Сюкияйнен

Аннотация

Статья посвящена анализу положений конституций арабских стран, касающихся статуса шариатакак источника законодательства, и практики их толкования органами конституционного контроля.Конституции практически всех указанных стран провозглашают ислам государственной религией.Такой принцип арабские правоведы понимают неодинаково. Преобладает точка зрения, согласнокоторой закрепление роли шариата в правовой системе требует его конституционного признания вкачестве источника законодательства. Данный статус шариата отражен в арабских конституцияхв различных формах. Некоторые из них предусматривают, что шариат является главным источ-ником законодательства, используя в арабском оригинале текста конституции термин «главныйисточник» в грамматически неопределенном состоянии. В отдельных странах сложилась судебнаяпрактика толкования таких статей конституции при рассмотрении исков о конституционности за-конодательства, противоречащего шариату. Федеральный верховный суд ОАЭ пришел к выводу,что конституционное положение о шариате как главном источнике законодательства обращено кзаконодателю, а не к суду. Поэтому шариат следует понимать в качестве материального (истори-ческого) источника права. В то же время, ссылаясь на данное предписание конституции вместес положениями законодательства о судах, орган конституционного контроля ОАЭ обосновал воз-можность прямого применения норм шариата как формального (юридического) источника права.Собственный опыт конституционного закрепления статуса шариата накопил Египет. Конституция1971 г. первоначально определяла принципы шариата как главный источник законодательства, нопосле внесения в нее изменений по итогам референдума 1980 г. стала квалифицировать данныепринципы в качестве ведущего источника законодательства. Верховный конституционный судЕгипта пришел к выводу, что данное положение конституции обращено к законодателю, а противо-речащие шариату законы, вступившие в силу до изменения конституции, продолжают действоватьи являются конституционными, поскольку во время их принятия шариат не был признан ведущимисточником законодательства. Своеобразием отличается роль шариата как источника права вправовых системах Саудовской Аравии и Ливии. В целом место шариата в правовом развитии со-временных арабских стран зависит от многих факторов. Однако его роль определяется преимуще-ственно законодателем, в первую очередь на конституционном уровне.
Опубликован
2016-02-25
Как цитировать
СюкияйненЛ. (2016). Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах. Право. Журнал Высшей школы экономики, (4), 205-222. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2016.4.205.222
Раздел
Право в современном мире