Гарантии свободы творчества и границы их ограничения в решениях Европейского суда по правам человека

  • Леонид Белкин
Ключевые слова: права человека,, свобода слова,, свобода творчества,, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г:, Евро¬пейский суд по правам человека,, публичный интерес,, защита интересов детей и чувств верующих,, границы допустимости ограничений

Аннотация

Белкин Леонид Михайлович - старший научный сотрудник, директор консультационной фирмы «Аналитик» (Украина), кандидат технических наук. E-mail: belkinleonid@list.ru
Адрес: 84331 Украина, г. Краматорск, Донецкой области, Ленина, 58

В статье рассматривается прецедентная практикаЕвропейского суда по правам человека при решении споров относительно ограничений свободы творчества. Подчеркивается, что все современные государства, считающие себя демократическими, в той или иной мере конституционно закрепляют право на свободу творчества. Однако оценочный характер понятий, связанных со свободой творчества, порождает широкое усмотрение государственных органов и других сторонников тех или иных ограничений. В результате возникает необходимость иметь внешнего арбитра, который смог бы дать независимую оценку наличия/отсутствия оснований для тех или иных ограничений. Таким арбитром может быть Европейский суд по правам человека. Поэтому в статье сделана попытка вывести обобщенные принципы и подходы Европейского суда по правам человека к решению этих вопросов. В результате установлено, что в демократическом обществе презумпция свободы творчества должна признаваться абсолютной. Ключевым принципом оправдания правомерности ограничений прав и свобод, в том числе свободы творчества, является необходимость таких ограничений именно в демократическом обществе. При этом, безусловно, признается приоритет прав. Например, ограничения на митинги могут вводиться только в «чрезвычайных ситуациях», чтобы предотвратить «очевидную и реальную угрозу», а не тогда, когда это просто неудобно властям. Бремя доказывания необходимости ограничений свободы самовыражения возлагается на их инициатора, в первую очередь – на государство. Такие ограничения должны основываться исключительно на законе и соответствовать потребностям демократического общества. Практически не признаю́тся ограничения на критику органов власти и/или их должностных лиц, а также политических деятелей, поскольку их деятельность всегда представляет публичный интерес. Не может ограничиваться обсуждение общественно значимых тем, например, злоупотребления силовых структур.

Европейский суд по правам человека считает ограничение свободы творчества правомерными в очень узком круге случаев: если они направлены на предотвращение оскорблений чувств национальных меньшинств или верующих; на защиту наиболее уязвимых категорий аудитории – детей и юношества; если существует опасность, что такие категории могут получить доступ к информации, материалам, идеям и взглядам, которые могут повредить их нравственному развитию; в случаях защиты частной жизни от неоправданного вмешательства, если пострадавшие не осуществляют публичных функций.


Опубликован
2012-02-05
Как цитировать
БелкинЛ. (2012). Гарантии свободы творчества и границы их ограничения в решениях Европейского суда по правам человека. Право. Журнал Высшей школы экономики, (2), 165-172. извлечено от https://law-journal.hse.ru/article/view/21398
Выпуск
Раздел
Право в современном мире