Развитие научно-исследовательского потенциала студентов в Концепции модернизации высшего профессионального образования Российской Федерации и в принятых в ее рамках целевых программах
Аннотация
Трошкина Татьяна Николаевна - доцент кафедры финансового права факультета права Национального исследовательского университет «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, кандидат экономических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: konevka@rambler.ru.В статье раскрывается специфика образовательной сферы на современном этапе. Рассматриваются вопросы модернизации образовательного законодательства, его практической реализации. Анализируется организация образовательного процесса, особое внимание уделяется проблемам, связанным с добавлением в него новых элементов. Аргументируется предположение, что именно обозначенное сочетание дает право называть современную модернизацию системы высшего профессионального образования комплексной. Обосновано положение о том, что вопросы изменения в российском законодательстве об образовании, закрепившие переход на двухуровневое высшее образование (бакалавриат и магистратура), подводят к необходимости пересмотра концепции и системы высшего образования в целом и переосмысления подходов к преподаванию отдельных дисциплин. Благодаря переходу на двухуровневое высшее образование и присоединению России к Болонскому процессу, на каждом этапе получения высшего образования студент (аспирант) сам выбирает, где он будет учиться – в России или за рубежом. Возможность комбинированных «трансграничных» схем получения высшего профессионального образования представляет собой одно из наиболее существенных преимуществ перехода на двухуровневое высшее образование в Российской Федерации. Рассмотрены пути для повышения научного потенциала студентов, развития всех форм академической мобильности и интеграции науки и образования как части комплексного подхода к изменению самой сущности образования и предложены решения для его выхода на новый уровень. Создание лабораторий, научных центров и иных структур в вузах - этот процесс может быть признан эффективным инструментом стимулирования развития научного потенциала студентов: они получают возможность участия в эффективных и жизнеспособных научных коллективах с исследователями старших поколений, что, несомненно, оказывает стимулирующее воздействие, во-первых, в связи с предоставлением возможностей осознать себя частью этого научного коллектива, а, во-вторых, обеспечить себя необходимым и незаменимым опытом. Содержание современного образовательного процесса в виду комплексности и сочетания в нем всех финансовых, материальных и интеллектуальных составляющих вышло за пределы его законодательного определения через «процесс передачи и усвоения знаний». Именно стык экономических и социальных функций современного образования предъявляет особенные требования к качеству последнего.