Развитие научно-исследовательского потенциала студентов в Концепции модернизации высшего профессионального образования Российской Федерации и в принятых в ее рамках целевых программах

  • Татьяна Трошкина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: научно-исследовательский потенциал студентов, модернизация высшего профессионального образования, юридическое образование

Аннотация

В статье раскрывается специфика образовательной сферы на современном этапе. Рассматриваются вопросы модернизации образовательного законодательства, его практической реализации. Анализируется организация образовательного процесса, особое внимание уделяется проблемам, связанным с добавлением в него новых элементов. Аргументируется предположение, что именно обозначенное сочетание дает право называть современную модернизацию системы высшего профессионального образования комплексной. Обосновано положение о том, что вопросы изменения в российском законодательстве об образовании, закрепившие переход на двухуровневое высшее образование (бакалавриат и магистратура), подводят к необходимости пересмотра концепции и системы высшего образования в целом и переосмысления подходов к преподаванию отдельных дисциплин. Благодаря переходу на двухуровневое высшее образование и присоединению России к Болонскому процессу, на каждом этапе получения высшего образования студент (аспирант) сам выбирает, где он будет учиться – в России или за рубежом. Возможность комбинированных «трансграничных» схем получения высшего профессионального образования представляет собой одно из наиболее существенных преимуществ перехода на двухуровневое высшее образование в Российской Федерации. Рассмотрены пути для повышения научного потенциала студентов, развития всех форм академической мобильности и интеграции науки и образования как части комплексного подхода к изменению самой сущности образования и предложены решения для его выхода на новый уровень. Создание лабораторий, научных центров и иных структур в вузах - этот процесс может быть признан эффективным инструментом стимулирования развития научного потенциала студентов: они получают возможность участия в эффективных и жизнеспособных научных коллективах с исследователями старших поколений, что, несомненно, оказывает стимулирующее воздействие, во-первых, в связи с предоставлением возможностей осознать себя частью этого научного коллектива, а, во-вторых, обеспечить себя необходимым и незаменимым опытом. Содержание современного образовательного процесса ввиду комплексности и сочетания в нем всех финансовых, материальных и интеллектуальных составляющих вышло за пределы его законодательного определения через «процесс передачи и усвоения знаний». Именно стык экономических и социальных функций современного образования предъявляет особенные требования к качеству последнего.

Биография автора

Татьяна Трошкина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Доцент кафедры финансового права факультета права Национального исследовательского университет «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, кандидат экономических наук. Адрес: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: konevka@rambler.ru

Опубликован
2013-02-10
Как цитировать
ТрошкинаТ. (2013). Развитие научно-исследовательского потенциала студентов в Концепции модернизации высшего профессионального образования Российской Федерации и в принятых в ее рамках целевых программах. Право. Журнал Высшей школы экономики, (2), 162-171. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2013.2.162.171
Выпуск
Раздел
Реформа юридического образования