Влияние права Европейского союза на регулирование национальных рынков фармацевтических средств государств-членов
Аннотация
Волков Александр Константинович - доцент, заместитель декана юридического факультета Санкт-Петербургского филиала Научного исследовательского университета «Высшая школа экономики» по научной работе и международным связям, кандидат юридических наук. Адрес: 198099 г. Санкт-Петербург , ул. Промышленная, д. 17, к. 305. E-mail: akvolkov@hotmail.com
Рыжков Андрей Александрович - LL.M. Dresden, член Российско-немецкого юридического союза. E-mail: ryschkov.andrey@gmail.com
Статья посвящена исследованию влияния права Европейского Союза на регулирование национальных рынков фармацевтических средств государств-членов. По результатам изучения проблемы авторы задаются вопросом: возможно ли на данный момент признание существования внутреннего рынка лекарственных препаратов Европейского Союза.
Краткий обзор функционирования рынка фармацевтических препаратов позволил авторам сделать вывод, что это особый сектор единого рынка ЕС, имеющий свои особенности правового регулирования.
Во-первых, правовое регулирование в данное отрасли по-прежнему подвержено сильному воздействию и ограничению национальным законодательством. Правомерность ограничений объясняется «охраной общественного здоровья». Граница национального и наднационального регулирования остается размытой. Суд ЕС неоднократно высказывался на этот счет, однако единые четкие критерии или подход так и не были выработаны.
Во-вторых, хотя и следует признать, что внутренний рынок лекарственных препаратов так и не был создан, влияние права ЕС достаточно велико, и в будущем оно будет только увеличиваться. Соответственно, компетенция национальных законодательств в фармацевтическом секторе постепенно будет сужаться. Как показано выше, государство-член ЕС обладает компетенцией в сфере допуска лекарственных препаратов, которая действует по остаточному принципу, если единая процедура допуска ЕС не подлежит применению. Таким образом, фармацевтический рынок, как и вообще защита здоровья граждан, перестали быть только внутренней заботой государств.\
В-третьих, следует отметить, что государства, с одной стороны, пытаются создать единый рынок, открывая национальные рынки для иностранных фармацевтических компаний, что в итоге способствует более интенсивному развитию собственной индустрии за счет конкуренции; с другой стороны, каждая страна защищает своих производителей и потребителей с помощью барьеров. Несмотря на необходимость отказа от протекционизма, соблазн краткосрочных выгод и страх перед утратой национальной фармацевтической промышленности остается слишком большим.