Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разрешительные функции и государственные услуги

  • Ирина Михеева Кафедра конституционного и административного права факультета права Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации, разрешительные полномочия, функции, государственные услуги, согласование, разрешение

Аннотация

Статья посвящена особенностям законодательной регламентации оказания услуг и реализации функций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Исследуется система, структура, функции исполнительных органов государственной власти как факторы, влияющие на эффективность государственного управления. Выявлены недостатки деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Акцент сделан на наиболее актуальных проблемах функционирования разрешительной системы в российских регионах. Рассмотрены вопросы соотношения категорий «разрешительные функции» и «государственные услуги». Выявлена двойственность разрешительных функций, реализуемых в рамках оказания государственных услуг. Обозначены функциональные группы разрешительных полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ в ходе осуществления органами исполнительной власти нормотворческой, организационно-координационной и правоприменительной деятельности. Выявлены доминирующие разрешительные функции у разных видов региональных органов исполнительной власти. Проведена параллель с выделенными группами функций федеральных органов исполнительной власти. Выделены виды контроля, осуществляемого в рамках разрешительной деятельности органов государственной исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Внимание уделено формам разрешительной деятельности и видам разрешений. Это «согласования», «утверждения», «предоставление права», «аккредитация», собственно «разрешения», «лицензии» и т.д. Приведен анализ регионального законодательства и практики правоприменения, включая судебную. Отмечается, что в судебных решениях не находит отражения сам факт наличия/отсутствия дополнительных, предусмотренных оспариваемыми нормами/актами административных барьеров, ограничивающих права потребителя услуги. Сформулирован ряд практических рекомендаций. Предложено использовать функциональный принцип при формировании системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того в качестве рационального организационного шага представлено функциональное выстраивание самой структуры регионального органа исполнительной власти, который оказывает государственные услуги. В этом случае работа регионального органа, оказывающего публичную услугу, будет включать несколько направлений. Это: выдача документов конечному потребителю конкретной государственной услуги; осуществление контроля (предварительного, текущего, выборочного, последующего) по заявлениям граждан или правоохранительных органов; выполнение правового, финансово-экономического обеспечения оказания услуги и пр.

Биография автора

Ирина Михеева, Кафедра конституционного и административного права факультета права Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Заведующая кафедрой конституционного и административного права факультета права Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук

Литература

Bakhrakh D., Rossinskiy V., Starilov Yu. (2007) Administrativnoye pravo [Administrative Law]. Moscow, Norma, p. 36.

Ellinek G. (2004) Obschee uchenie o gosudarstve [General Study on State]. Saint Petersburg, YuridTsentrPress , p. 58.

Kalinin A., Kuderkin D., Kharitonov M. (2012) Vedomstvenniye perechni gosudarstvennykh uslug (rabot): problemy formirovaniya i ispolzovaniya [Formal Lists of Government Services: Problems of Making up and Use]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipl'nogo upravleniya — Questions of state and municipal administration, no. 4, pp. 84-97.

Khabriyeva T., Nozdrachev A., Tikhomirov Yu. (2006) Administrativnaya reforma: problemy i resheniya [Administrative Reform: Problems and Solutions]. Administrativnaya reforma v Rossii: nauchno-prakticheskoye posobiye [Administrative Reform in Russia: Research Manual], eds. Naryshkin S., Khabrieva T., Moscow, Infra-M, p. 19.

Mikheeva I. (2011) Gosudarstvennoe upravlenie: istoricheskie analogi preemtvennosti [State Administration: Historical Analogues of Succession]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika — Laws of Russia: experience, analysis, practice, no. 3, pp. 95-98.

Oleynik O. (2012) Litsenzirovanie predprinimatel'skoy deyatel'nosti: problemy teorii i praktiki [Licensing of Entrepreneurship: Problems of Theory and Practice]. Pravo. Zhurnal Vyscshey shkoly ekonomiki — Law. Journal of Higher School of Economics, no. 4, pp. 51-63.

Styrin E., Nozdrachyov A., Tikhomirov Yu. (2012) Sistema gosudarstvennykh uslug kak obyekt monitoringa v Rossiyskoy Federatsii [System of Government Services as an Object of Monitoring in the Russian Federation]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipl'nogo upravleniya — Questions of state and municipal administration, no. 4, pp. 66-83.

Опубликован
2013-02-11
Как цитировать
МихееваИ. (2013). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разрешительные функции и государственные услуги. Право. Журнал Высшей школы экономики, (3), 49-60. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2013.3.49.60
Выпуск
Раздел
Российское право: состояние, перспективы, комментарии