Разрешения в телекоммуникационной сфере

  • Людмила Терещенко Научно-учебная лаборатория по информационному праву НИУ ВШЭ; Отдел административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Ключевые слова: государственное регулирование, лицензирование, телекоммуникационная сфера, отрасль связи, разрешения, разрешительная система, радиочастотный спектр, административные барьеры

Аннотация

Статья посвящена действию разрешительной системы в телекоммуникационной сфере, анализу существующих запретов и ограничений, административных барьеров и направлений их снижения. Эффективность отрасли связи в немалой степени зависит от используемых методов государственного регулирования, от применяемых мер разрешительной системы. Рассматриваются правовые основы деятельности в области связи, предусматривающие целый комплекс разрешительных мер, включая лицензирование, регистрацию, выделение полос радиочастотного спектра, распределение и использование ресурсов нумерации. Разрешительные меры разделяются на два блока: меры, определяющие условия деятельности операторов связи, и меры, устанавливающие требования к применяемому оборудованию и сооружениям (стационарному оборудованию, кабельным сооружениям связи, радиоэлектронным средствам и высокочастотным устройствам). Проблемы лицензирования услуг связи обусловлены различными причинами, в том числе большим количеством лицензируемых видов деятельности. Зачастую оператор связи для осуществления своей основной деятельности вынужден получать более десяти лицензий. В связи с этим представляется полезным заимствование опыта других стран, в которых законодательно предусмотрена возможность получения универсальной лицензии. Однако для этого необходимо внести коррективы не только в Федеральный закон «О связи», но и в законодательство о лицензировании. Кроме того, существует и прямо противоположная проблема — укрупнение видов услуг связи, подлежащих лицензированию. Для крупных игроков на рынке телекоммуникаций это, безусловно, хорошо, однако для мелких операторов связи такое укрупнение влечет за собой необходимость выполнять дополнительные требования, которые они ранее не выполняли при оказании ограниченного перечня услуг связи. Обращается внимание на одну из острых проблем в получении лицензии на оказание услуг связи — ограниченность радиочастотного спектра, в связи с чем назначение радиочастот может превратиться в непреодолимый административный барьер.

Биография автора

Людмила Терещенко, Научно-учебная лаборатория по информационному праву НИУ ВШЭ; Отдел административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Ведущий эксперт научно-учебной лаборатории по информационному праву НИУ ВШЭ; заместитель заведующего отделом административного законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации

Литература

Vaypan V.A., Ignatyuk N.A. (2010) Pravovoy status Gosudarstvennoy komissii po radiochastotam [Legal Status of the State Commission on Radio Frequencies]. Pravo i ekonomika, no 12, pp. 10-19.

Volchinskaya E.K. (2008) Rol' gosudarstva v obespecheniiinformatsionnoybezopasnosti [The Role of State in Ensuring Information Security]. Informatsionnoe pravo, no 4, pp. 5-12.

Gabov A.V. (2013) Reorganizatsiya i prava i obyazannosti, voznikshie iz razresheniy [Reorganizing Rights and Duties Arising due to Permissions]. Vestnik grazhdanskogo prava, no 4, pp. 53-95.

Gabov A.V. (2014) Teoriya i praktika reorganizatsii (pravovoy aspekt) [Theory and Practice of Reorganization (Legal Aspect)]. Moscow: Statut. (in Russian)

Morozov S.Yu. (ed.) (2012) Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 7 iyulya 2003 g. № 126-FZ «O svyazi» (postateynyy) [Commentaries to the Federal Law of July 7 2003, no 126 On Connection].

Kayl' A.N. (2008) Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 7 iyulya 2003 g. № 126-FZ «O svyazi» (postateynyy) [Commentaries to the Federal Law of July 7 2003, no 126 On Connection]

Nozdrachev A.F. (2014) Administrativnaya razreshitel'naya sistema: proiskhozhdenie i soderzhanie sovremennogo ponyatiya [Administrative Licensing System]. Zhurnal rossiyskogo prava, no 5, pp. 3748; no 6, pp. 52-64.

Spektor E.I. (2006) Sootnoshenie ponyatiy “litsenziya” i “spetsial'noe razreshenie” v kontekste stat'i 171 UK RF i stat'i 14.1 KoAP RF [Balance between License and Special Permission in Context of Article 171 of RF Criminal Code and article 14.1 of KoAP RF]. Advokat, no 11, pp. 12-16.

Subanova N.V. (2012) Razreshitel'nye polnomochiya organov ispolnitel'noy vlasti v Rossiyskoy Federatsii [Licensing Authorities of the Executive Power in the Russian Federation]. Moscow: Yurisprudentsiya.

Subanova N.V. (2011) Litsenzirovanie predprinimatel'skoy deyatel'nosti: pravovoe regulirovanie, otvetstvennost', kontrol': monografiya [Licensing Entrpreneurship: Legal Regulation, Liability, Control. Monograph]. Moscow: Statut.

Tereshchenko L.K., Ignatyuk N.A. (2005) Predprinimatelyu o razreshitel'nykh protsedurakh [For Entrepreneurs on Licensing Procedures]. Moscow: Yustitsinform.

Опубликован
2014-02-17
Как цитировать
ТерещенкоЛ. (2014). Разрешения в телекоммуникационной сфере. Право. Журнал Высшей школы экономики, (4), 112-123. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2014.4.112.123
Выпуск
Раздел
Российское право: состояние, перспективы, комментарии