Раннее предупреждение как инструмент контроля принципа субсидиарности в законодательном процессе Европейского союза (региональное измерение)

  • Игорь Ирхин Кубанский государственный университет
Ключевые слова: европейское право, принцип субсидиарности, механизм раннего предупреждения, государства-члены ЕС, национальные парламенты, региональные легислатуры, фрагментарность, факультативность

Аннотация

Предметом исследования являются правовые положения, регламентирующие институциональную архитектуру механизма раннего предупреждения как инструмента контроля принципа субсидиарности в Европейском союзе (далее — ЕС). Цель исследования — анализ публично-правовых средств, способных усовершенствовать формулы (модели) участия региональных парламентов в механизме раннего предупреждения, чтобы сократить демократический дефицит, вызванный особенностями «схемы дислокации» различных акторов ЕС. Методологический аппарат статьи сформирован на основе формально-юридического, сравнительно-правового, исторического, системно-структурного и герменевтического методов, а также методов анализа, синтеза, дедукции, индукции. В рамках исследования рассмотрены особенности и проблемы регулирования в европейском праве режима участия региональных легислатур в проверке соответствия законодательных предложений ЕС принципу субсидиарности. Акцентировано внимание на отсутствии определения понятия «региональный парламент с законодательными полномочиями», на обусловленной данной дефиницией коллизионной составляющей (на примере Италии). Подчеркивается проблематика эффективности механизма раннего предупреждения, детерминированная необходимостью учета принципов пропорциональности и наделения компетенцией при проверке соответствия законодательного проекта ЕС принципу субсидиарности. Особое внимание уделяется диспозитивной формуле реализации прав и обязанностей при проведении национальными парламентами консультаций с региональными легислатурами. Указан факультативный характер обязанности региональных парламентов проводить проверки соответствия законопроекта ЕС принципу субсидиарности. Подчеркивается, что отсутствие рамочной унифицированной модели организации и консультаций с региональными парламентами в рамках механизма раннего предупреждения предопределяет формирование множественных вариативных практик правового регулирования в рамках гомогенной по сути институциональной структуры данного механизма. Рассмотрены применяющиеся в праве государств-членов ЕС подходы к регламентации участия региональных парламентов в механизме раннего предупреждения. Уделено внимание вопросам дифференциации возможностей участия региональных парламентов в оценке соответствия законодательных предложений ЕС принципу субсидиарности в зависимости от модификаций порядка формирования верхних палат национальных парламентов. Сформулирован вывод, что региональное измерение механизма раннего предупреждения характеризуются фрагментарной (дискретной) и факультативной (диспозитивной) формами реализации. Сделано заключение, что конституционно-правовой статус региональных легислатур в рамках механизма раннего предупреждения характеризуется ограниченными ресурсными возможностями.

Биография автора

Игорь Ирхин, Кубанский государственный университет

Старший научный сотрудник, доктор юридических наук

Литература

Alonso de Leon S. (2012) Regions and Subsidiarity in the European Union: A Look at the Role of the Spanish and other Regional Parliaments in the Monitoring of Compliance with the Principle of Subsidiarity. European Public Law, vol. 18, pp. 305-323.

Arribas G., Bourdin D. (2012) What Does the Lisbon Treaty Change Regarding Subsidiarity within the EU Institutional Framework? EIPASCOPE, no 2, pp. 13-17.

Bienefeld E. (2009) Sub-National Mobilization, Regional Autonomy, and EU Integration: The Basque Case. Doctor of Philosophy Thesis. Bath, 266 p.

Borcska-Hryniewiecka K. (2013) Regions and Subsidiarity after Lisbon: Overcoming the “Regional Blindness”? Working Paper. Roma: LUISS School of Government, 24 p.

Boronska-Hryniewiecka K. (2013) Subnational parliaments in EU policy control: explaining the variations across Europe. EUI Working Paper RSCAS, 28 p.

Boronska-Hryniewiecka K. (2017) Differential Europeanization? Explaining the impact of the early warning system on subnational parliaments in Europe. European Political Science Review, vol. 9, pp. 255-278.

Bursens P., Hogenauer A.-L. (2017) Regional Parliaments in the EU Multilevel Parliamentary System. Journal of Legislative Studies, vol. 23, pp. 1-19.

Chien-Yid Lu. (2015) Democratic Implications of the Treaty of Lisbon. EurAmerica, vol. 45, no 3, pp. 357-408.

Cooper I. (2015) National Parliaments and the Defeat of EU Regulation on the Right to Strike. Journal of European public policy, vol. 22, no 10, pp. 1-35.

Cooper I. (2016) Is the Subsidiarity Early Warning Mechanism a Legal or a Political Procedure? Three Questions and a Typology. EUI Working Paper RSCAS 2016/18, 25 p.

Fasone C. (2015) Regional legislatures in the Early Warning Mechanism. When the National (Constitutional) Identity Affects the Cooperation among Parliaments in EU Affairs. Federalism, vol. 2, pp. 1-30.

Fromage D. (2016) Regional Parliaments and the Early Warning System: An Assessment Six Years after the Entry into Force of the Lisbon Treaty. Roma: Luiss School of Government. Working Paper Series. SOG-WP33/2016, 45 p.

Hogenaur A.-E. (2016) The Principle of Subsidiarity after Lisbon: Towards a Sustainable System of EU Multi-level Governance? In: N. Papakostas, N. Passamitros (eds.) EU Beyond the Crisis. A Debate on Sustainable Integrationalism. Hannover: Ibidem Verlag, pp. 1-28.

Huysmans M. (2019) Euroscepticism and the Early Warning System. Journal of Common Market Studies, vol. 57, pp. 1-17.

Kodirov B. (2018) Reinterpretation of the Scope of the Early Warning System by National Parliaments: Yellow Card against the Revision of the Posted Worked Directive. Rivista di Diritti Comparati, no 2, pp. 1-35.

Lupo N., Fasone C. (eds.) (2016) Interparliamentary Cooperation in the Composite European Constitution. Oxford: Hart, 384 p.

Lupo N. (2013) National and Regional Parliaments in the EU decision-making process, after the Treaty of Lisbon and the Euro-crisis. Perspectives on Federalism, vol. 5, pp. 1-30.

Lupo N., Piccirilli G. (eds.) (2017) The Italian Parliament in the European Union. Oxford: Hart, 284 p.

Nunez E. (2013) The Scrutiny of the Principle of Subsidiarity by Autonomous Regional Parliaments with Particular Reference to the Participation of the Parliament of Catalonia in the Early Warning System. Perspectives on Federalism, vol. 5, pp. 51-71.

Oberg J. (2018) National Parliaments and Political Control of EU Competences: A Sufficient Safeguard of Federalism? European Public Law, vol. 24, pp. 1-41.

Pimenova O.I. (2015) Subsidiarity as the principle of implementing joined legislative competencies. Cheboksary: Novoe vremya, 200 p. (in Russian)

Scripca A. (2017) The Principle of subsidiarity in the Netherlands and Romania. A Comparative Assessment of the Opinions Issued under the Early Warning Mechanism. Working Paper Series, 36 p.

Strezhneva M. (2015) The role of national parliaments in EU. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, no 1, pp. 52-62 (in Russian)

Troitskiy E.F. (2017) Lisbon Treaty and regional dimension of the EU. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no 45, pp. 67-71 (in Russian)

Yarovoy G.O., Belokurova E.V. (2012) The European Union for regions: What Russian regions should know about the EU. Moscow: Norma, 368 p. (in Russian)

Опубликован
2021-03-18
Как цитировать
ИрхинИ. (2021). Раннее предупреждение как инструмент контроля принципа субсидиарности в законодательном процессе Европейского союза (региональное измерение). Право. Журнал Высшей школы экономики, (3), 208-230. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2021.3.208.230
Выпуск
Раздел
Право в современном мире