Распределенное единство: к вопросу о самостоятельности бюджетов в России
Аннотация
Статья посвящена проблеме соотношении начал единства и самостоятельности при построении бюджетной системы. Есть мнение, что единство является доминирующим и что это соответствует конституционному принципу единства государства. Другая позиция заключается в том, что первична самостоятельность бюджетов. Автор подробно разбирает аргументы в пользу и против названных позиций и формулирует точку зрения о том, что данные принципы не противоположны, а дополняют друг друга. Ввиду широты и многоаспектности проблемы приводятся различные аргументы, в числе которых положения теории систем, связанные с выделением моноцентричных и распределенных систем и понятием масштабируемости системы. Рассматривается также исторический опыт регулирования бюджетной системы в советский период российской истории. В данное время возникли модель «социалистического федерализма» и принцип «демократического централизма». В статье также затрагивается вопрос о связи оптимального регулирования бюджетной самостоятельности регионов и проблемы предотвращения сецессии в федеративном государстве, что всегда актуально для России. В качестве общего вывода формулируется идея, что принципы единства и самостоятельности бюджетной системы связаны в единое целое и являют собой отражение вечной в сложносоставном государстве проблемы поиска баланса при распределении финансовых полномочий между центром, региональным и местным уровнями власти. В связи с этим следует отказаться от упрощенного понимания данного вопроса. Более подходящим для описания сочетания единства и самостоятельности при построении бюджетной системы России автор полагает выражение «распределенное единство», когда базовым свойством является единство бюджетной системы, но необходима автономия ее элементов в целях достижения максимальной эффективности финансовой деятельности государства. Возможно, тогда потребуется «достройка» бюджетной системы. По сути, следует исправить сложившееся де-факто положение, при котором федеральный бюджет, выступающий центром и основой бюджетной системы, остается ее рядовым элементом.Литература
Acoff R., Emery F. (1974) On purposeful systems. Moscow: Sovetskoye radio, 272 p. (in Russ.)
Andreeva G.N. (2022) Evolution of constitutional regulation of state bodies as a tool for preventing secession. Istoriko-pravovyye problemy: novyi rakurs=Historical-Legal Issues: New Angle, no. 4, pp. 137-151 (in Russ.)
Andreeva G.N., Ginzburg Yu. V. (2020) Legal regulation of financial issues of secession prevention in context of territorial structure. Finansovoye pravo=Financial Law, no. 12, pp. 3-6 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.18572/1813-1220-2020-12-3-6
Annenkova V.G. (2006) Right to secession and guarding unity of the Russian state. Konstitutsionnoye i munitsipalnoye pravo=Constitutional and Municipal Law, no. 3, pp. 5-7 (in Russ.)
Blauberg I.V., Yudin E.G. (1973) Formation and essence of systemic approach. Moscow: Nauka, 271 p. (in Russ.)
Bogdanov A.A. (1989) Tectology: general organizational science. Moscow: Economics, 302 p. (in Russ.)
Bratko T.D. (2017) Ratio of principles of budget independence and budgetary system unity. Finansovoye pravo=Financial Law, no. 1, pp. 23-26 (in Russ.)
Brummerchow D. (2002) Public finance theory. Moscow: Pioneer Press, 458 p. (in Russ.)
Gritsenko E.V. (2022) What will remain of local self-government in the unified system of public power? Legislative interpretation of constitutional amendments. Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo=Constitutional and Municipal Law, no. 5, pp. 50-57 (in Russ.)
Ilyin I.M. (2021) Constitutional model of budgetary federalism of Russia: features, issues and prospect of modernization. Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo=Constitutional and Municipal Law, no. 9, pp. 55-58 (in Russ.)
Kashkin S.Yu. et al. (1997) Fundamentals of European Union Law. Moscow: Belye alvy, 368 p. (in Russ.)
Morozova L.A. (2018) Ideas of socialist federalism in the RSFSR Constitution of 1918 (to 100th anniversary of the Constitution). Istoriko-pravovyye problemy: novyi rakurs=Historical-Legal Issues: New Angle, no. 3, pp. 105-117 (in Russ.)
Omelekhina N.V. (2022) Concept of interest in financial law and the structure of financial relations. Zhurnal rossiyskogo prava=Journal of Russian Law, no. 7, pp. 115-124 (in Russ.) DOI: https://doi.org/10.12737/jrl.2022.076
Selyukov A.D. (2003) Concept and procedure of forming local budgets own revenues. Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo=Constitutional and Municipal Law, no. 1, pp. 41-44 (in Russ.)
Sheveleva N.A. (2004) The budget system of Russia: regulation in the period of social-economic reforms. Saint Petersburg: University Press, 280 p. (in Russ.)
Sheveleva N.A. (2015) Budgetary alignment in Russia as a way to harmonize interbudgetary relations (2000-2015). Sravnitelnoye konstitutsionnoye obozreniye=Comparative Constitutional Review, no. 2, pp. 32-44 (in Russ.)
Sokolova E.D. (2019) Legal regulation of financial activities of the state and municipalities. Moscow: Jurisprudencia, 272 p. (in Russ.)
Tcindeliani I.A. (2019) Principles of financial law. Finansovoye pravo=Financial Law, no. 4, pp. 3-9 (in Russ.)
Uemov A., Saraeva I., Zofnas A. (2001) General theory of systems for humanitarians: tutorial. Warsaw: Uniwersitas Rediviva, 276 p. (in Russ.)
Wiener N. (1968) Cybernetics, or management and communication in animal and machine. Moscow: Sovetskoye radio, 328 p. (in Russ.)
Copyright (c) 2023 Право. Журнал Высшей школы экономики

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.