Право техногенной цивилизации перед вызовами технологической дегуманизации
Аннотация
Право как система норм, основанных на принципе формального равенства людей в свободе, — это социальный феномен, имманентно присущий техногенной цивилизации, в культурную матрицу которой изначально заложен своего рода «ген» технэ (умения, основанного на знаниях). Специфику современного этапа развития техногенной цивилизации определяют НБИК-технологии, которые несут в себе не только грандиозные возможности повышения качества жизни человека, но и не менее масштабные опасности дегуманизации, обусловленные их интенцией на постчеловеческую перспективу развития. Необходимость противостоять разрушительному потенциалу этих технологий с тем, чтобы сохранить техно-гуманитарный баланс, до сих пор удерживающий человечество от самоуничтожения, требует мобилизации всех социо-нормативных ресурсов, важнейшим из которых является право. Однако проблема в том, что современное право, будучи прежде всего системой прав человека, не в состоянии предотвратить угрозы будущим поколениям и человечеству в целом. Это особенно прослеживается на примере исследований и технологий наследуемого редактирования генома человека, развитие которых не удается направить в русло глобального правового регулирования. Действующие в настоящее время международные нормы «мягкого права» и механизмы саморегулирования внутри мирового научного сообщества уже не могут сдерживать опасную технологическую экспансию в природу человека. Попытка решить проблему на путях постсекулярного поворота в расчете на то, что религиозное сознание станет тем спасительным духовным ресурсом, который поможет человечеству удержать свое технологическое могущество в надлежащих границах, вряд ли увенчается успехом в силу различий религиозных антропологий, присущих разным типам религиозного мировоззрения. Поэтому задача состоит в выработке нового подхода к пониманию права, выходящего за рамки духовной матрицы техногенной цивилизации, который, с одной стороны, сохранил бы базовые гарантии индивидуальной свободы, а с другой — интегрировал в себя идею прав будущих поколений.
Литература
Andorno R. et al. (2020) Geneva Statement on Heritable Human Genome Editing: The Need for Course Correction. Trends in Biotechnology, vol. XX, pp. 1-4.
Berdyaev N.A. (1990) State. Power and law. History of Russian legal thought. Leningrad: Lenizdat, 245 p. (in Russian)
Bogdanova E.E., Maleina M.N., Ksenofontova D.S. (2020) Issues of protecting civil rights in applying genomic technology. LEX RUSSICA, no 5, pp. 129-141 (in Russian)
Darnovsky M. (2008) Germline Modification Carries Risk of Major Social Harm. Nature, vol. 453, pp. 827-828.
Dickenson D. (2018) Why editing human genome is dangerous. Available at: https://forbes.kz//process/science/chem_opasno_ruchnoe_redaktirovanie_genoma_cheloveka/? (accessed: 15 February 2020)
Gadhikurbanova P.A. (2003) Fear and responsibility: ethics of technological civilization of Hans Jonas. Eticheskaya mysl', no 4, pp. 16-178 (in Russian)
Grebenschikova E.G. (2016) Biotechnology and the limits of human improvement. Epistemiologiya i filosofiya nauki, no 2, pp. 34-39 (in Russian)
Gulyga A.V. (2004) Introduction. Russian idea: The collection of the works of Russian philosophers. Moscow: Airis-press, pp. 5-24 (in Russian)
Jonas H. (2004) The principle of responsibility. Moscow: Airis-press, 480 p. (in Russian)
Haslam N. (2006) Dehumanization: An Integrative Review. Personality and Social Psychology Review, vol. 10, pp. 252-264.
Khabermas Yu. (2001) Belief and knowledge. Available at: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Haberm/Ver_Znan.php (accessed: 12 January 2021)
Kharari Yu. N. (2019). Sapiens. A short history of humankind. Moscow: Sindbad, 278 p. (in Russian)
Kosinski M. (2021) Facial recognition technology can expose political orientation from naturalistic facial images. Available at: https://doi.org/10.1038/s41598-020-79310-1 (accessed: 24 March 2021)
Korsani A. (2007) Capitalism, biotech science and neoliberalism. Logos, no 4, pp. 123143 (in Russian)
Kranston M. (1975) Human rights. Documents. Paris: Ed. de la Seine, 376 p.
Levandovskiy A.P. (2005) Introduction. In: Pernau R. Eloise and Abailar. Moscow: Molodaya gvardiya, pp. 6-13 (in Russian)
Levi-Strauss (1985) Structural anthropology. Moscow: Nauka, 536 p. (in Russian)
Lorents K. (1994) Agression. Moscow: Progress, 272 p. (in Russian)
Maslov V.M. (2014) Posthuman trends of technogenic civilization. Fundamental’nie issledovaniya, no 6, pp. 871-875 (in Russian)
Milanovich B. (2014) Global inequality of profits in statistics. Moscow: HSE, 29 p. (in Russian)
Montgomery J. (2018) Modifying human genome. Prava cheloveka i meditsina. Moscow: Razvitie pravovykh system, pp. 42-56 (in Russian)
Nazaretyan A.P. (2015) Unlinear future. Moscow: Argamak, 409 p. (in Russian)
Nersesyants V.S. (2006) Philosophy of law. Moscow: Norma, 830 p. (in Russian)
Nersesyants V.S. (2002) Philosophy of law. Voprosy philosofii, no 3, pp. 3-15 (in Russian)
O'Sullivan S. (2019) In search of balance for progress and respecting human. Prava cheloveka i biomeditsina. Moscow: Razvitie pravovykh system, pp. 5-10 (in Russian)
Podlazov A.V. (2018) Global demographics. Demograficheskoe obozrenie, no 1, pp. 3963 (in Russian)
Ponkin I., Redkina A.I. (2018) Artificial intelligence in terms of law. Vestnik RUDN, no 1, pp. 91-109 (in Russian)
Prokofiyev A.V. (2013) Protecting the interests of the future generations. Vestnik Moskovskogo universiteta, no 3, pp. 78-93 (in Russian)
Rieker P. (2005) The fair. Moscow: Logos, 299 p. (in Russian)
Romashov R.A. (ed.) (2021) Legal genesis: tradition, will, law. Saint Petersburg: Aleteya, 480 p. (in Russian)
Schwab K., Malleret T. (2020) COVID-19: The Great Reset. Geneva: World Economic Forum, 127 p.
Shalyutin B.S. (2011) Genesis of law as a factor of the formation of society and human. Voprosy filosofii, no 11, pp. 14-26 (in Russian)
Semenov Yu.I. (2016) Marriage and family. Available at: URL: http://www.scepsis.ru/library/id_6.html (accessed: 27 June 2020)
Sinelnikov S.P. (2010) Christian anthropology about the image and likeness of man to God. Available at: URL: https://bogoslov.ru/article/817555 (accessed: 5 February 2021)
Sinchenko G.Ch. (2000) From Mitropolitan Ilarion to N.A. Berdyayev. Filosofiya prava, no 2, pp. 4-19 (in Russian)
Stepin V.S. (2017) 21st century as a radical transformation of civilized development. Saint Petersburg: University, pp. 185-188 (in Russian)
Stepin V.S. (2011) Civilization and culture. Saint Petersburg: University, 408 p. (in Russian)
Trikoz E.N., Mustafina-Berdikhina D.M., Gulyaeva E.E. (2021) Legal regulation of procedure for gene modification. Vestnik RUDN, no 1, pp. 67-86 (in Russian)
Varlamova N.V. (2020) Lockdown as a measure to response to the COVID-19 pandemic. Vestnik of the Saint Petersburg University of MVD, no 3, pp. 6-25 (in Russian)
Waal F., Ober J. (2005) Primates and Philosophies: How Morality Evolved. Princeton: University Press, 209 p.
Weizsäcker E., Wijkman A. (2018) Come On! Capitalism, Shorttermism, Population and the Destruction of the Planet. A Report to the Club of Rome. New York: Springer, 232 p.
Woods T. (2010) How the Catholic church built Western civilization. Moscow: IRISEN, 280 p. (in Russian)
Yudin B.G. (2016) Person as an object, consumer and target of technological science. Znanie. Ponimanie. Umenie, no 5, pp. 5-22 (in Russian)
Zakharova M.V., Voronin M.V. (2018) Measure of Freedom in the Context of Legal Regulation of Genomic Research: Foreign Experience. Revista Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. Year VI. Available at: https://dilemascontemp.oraneoseducacionpoliticayvalores.com/_files/200004128c6b43c7b2e/EE%2018.12.16%20edida (accessed: 12 September 2019)
Copyright (c) 2021 Право. Журнал Высшей школы экономики

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.