Определение субъекта прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием искусственного интеллекта
Аннотация
Искусственный интеллект применяется в настоящее время во всех областях человеческой деятельности, включая создание фильмов, музыкальных произведений, современных технологий и т.д. Однако широкое использование искусственного интеллекта при создании результатов интеллектуальной деятельности ставит перед законодателем и судами трудные вопросы об определении правового режима, применимого к таким результатам интеллектуальной деятельности и об установлении места искусственного интеллекта в правовой системе в целом. Дискуссионным остается даже понятие искусственного интеллекта; жаркие споры вызывает и выбор подхода к определению лица, которому будут принадлежать созданные искусственным интеллектом результаты. Традиционное регулирование связывает охрану интеллектуальной собственности с деятельностью человека, а в рамках континентальной системы права требуется также творчество. В результате компании, использующие искусственный интеллект, указывают фиктивных авторов, чтобы получить охрану результатов интеллектуальной деятельности. В доктрине предложен ряд вариантов закрепления прав на такие объекты, среди которых можно назвать разработчика искусственного интеллекта; лицо, организовавшее функционирование искусственного интеллекта; инвестора; пользователя искусственного интеллекта; сам искусственный интеллект и др. В настоящей статье анализируются возможные модели регулирования таких результатов интеллектуальной деятельности, указываются перспективы изменения законодательства и общественные последствия этого. Делается вывод, что среди множества моделей закрепления права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные искусственным интеллектом, лишь несколько заслуживают внимания, из которых наиболее перспективным является вариант введения специального ограниченного смежного права лица, организовавшего процесс использования искусственного интеллекта. Данная модель имеет сходство с уже существующими в гражданском праве конструкциями — правами изготовителя фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания, изготовителя базы данных. Имеется и опыт применения этих конструкций в некоторых странах. Таким образом, появление искусственного интеллекта в сфере интеллектуальной собственности требует не значительной перестройки всего правового регулирования, а лишь развития сложившихся подходов.
Литература
Bently L., Sherman B. (2004) Intellectual Property Law. Oxford: University Press, 1131 p.
Butler T. (1982) Can Computer be an Author. Copyright Aspects of AI. Hastings Comm & Ent., no. 4, pp. 707-747.
Dozortcev V.A. (2003) Copyright for Film as Complex Multi-Word Composition. In: Intellectual Copyright. Term. System. Codification. Moscow: Statut, pp. 143-170 (in Russ.)
Feather J. (2010) The Significance of Copyright History. In: Privilege and Property. Essays on History of Copyright. Cambridge: Open Book Publishers, pp. 359-368. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctt5vjt9v.18
Garnett K., James J., Davies G. (1999) Copinger and Skone James on Copyright. London: Sweet & Maxwell, 1225 p.
Jaszi P. (1992) On the Author Effect: Contemporary Copyright and Collective Creativity. Cardozo Arts and Entertainment Law Journal, no. 2, pp. 293-320.
Karapetov A.G. (2016) Economic Analysis of Law. Moscow: Statut, 528 p. (in Russ.)
Morhat P.M. (2019) AI in Sphere of Intellectual Property Law. Doctor of Juridical Sciences Thesis. Moscow, 420 p. (in Russ.)
Naumov V.B., Tituk E.V. (2018) Legal Status of AI Creativity. Pravovedeniye=Legal Studies, no. 3, pp. 531-540 (in Russ.)
Nazarov N. (2020) Recognizing Authorship for Results of Intellectual Works Created by AI. Intellectualnaya sobstvennost, avtorskoye parvo i smezhnye prava=Intellectual Property, Copyright and Adjacent Rights, no. 3, pp. 53-62 (in Russ.)
Perri M., Margoni T. (2010) From Music Tracks to Google Maps: Who Owns ComputerGenerated Works? Computer Law and Security Review, no. 6, pp. 621-629. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clsr.2010.09.005
Prange D., Lawson A. (2018) Re-Evaluating Companies' AI Protection Strategies. Managing Intellectual Property, vol. 2, pp. 35-38.
Rai A.K. (1999) Regulating Research: Intellectual Property Rights and the Norms of Science. Northwestern University Law Review, no. 1, pp. 77-152. DOI: https://doi.org/10.2139/ssrn.172032
Samuelson P. (1986) Allocating Ownership Rights in Computer-Generated Works. University of Pittsburgh Law Review, vol. 47, pp. 1185-1204.
Searle J. (1980) Minds, Brains and Programs. The Behavioral and Brain Sciences, no. 3, pp. 417-457. DOI: https://doi.org/10.1017/S0140525X00005756
Selvadurai N., Matulionyte R. (2020) Copyright Protection for Works Generated Using AI. Journal of Intellectual Property Law & Practice, no. 7, pp. 536-543. DOI: https://doi.org/10.1093/jiplp/jpaa062
Serebrovskiy V.I. (1956) Aspects of Soviet Copyright. Moscow: Akademia nauk, 283 p. (in Russ.)
Sesitskiy E.P. (2018) Legal Protection of Results Created by AI. Candidate of Legal Sciences Thesis. Moscow, 218 p. (in Russ.)
Solum L. (1992) Legal Personhood for Artificial Intelligences. North Carolina Law Review, vol. 70, no. 4, pp. 1231-1287.
Vaver D. (1994) Translation and Copyright: A Canadian Focus. European Intellectual Property Review, no. 4, pp. 159-166.
Yu.R. (2017) The Machine Author: What Level of Copyright Protection is Appropriate For Fully Independent Computer-Generated Works? University of Pennsylvania Law Review, vol. 165, pp. 1266-1268.
Copyright (c) 2022 Право. Журнал Высшей школы экономики

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.