Правовое регулирование информационных систем автотранспортной телематики в России и за рубежом
Аннотация
Статья посвящена проблеме правового обеспечения функционирования информационных систем автотранспортной телематики в целях обеспечения потребности государственных и муниципальных органов, физических и юридических лиц в доступе к телематической автотранспортной информации и ее использовании. Авторы выделяют два основных подхода к совершенствованию законодательства в сфере транспортной телематики: комплексное регулирование и «точечные» изменения законодательства. И тот, и другой подходы предполагают внесение изменений в законодательство, устранение пробелов, в том числе определение правового режима информации, формируемой в процессе использования транспортной телематики, создание условий, обеспечивающих эффективное функционирование «Автонет», защиту персональных данных. Объектом исследования стали нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере информационных систем автотранспортной телематики в части порядка создания, эксплуатации и использования таких систем, в том числе в части сбора, хранения, обработки и предоставления данных, формируемых транспортными средствами, включая одометры, находящиеся в эксплуатации на территории Евразийского экономического союза. Авторы учли требования к картографическому обеспечению информационных систем автотранспортной телематики, проанализировали зарубежный опыт правового регулирования отношений по поводу создания, эксплуатации и использования информационных систем автотранспортной телематики, а также правового режима включенной в них информации. Целью работы стало изучение направлений совершенствования правового регулирования и устранения административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет». Методологический аппарат исследования составили общие и специальные методы научного познания: философский метод, формально-логический метод, системно-структурный метод, исторический метод, формально-юридический метод анализа, догматический метод, метод толкования права, сравнительно-правовой метод, метод экспертного оценивания. При применении указанных общих методов научного познания были использованы такие приемы исследования, как структурирование, описание, анализ и синтез результатов работы, сформулированных на основе проведенного анализа нормативных правовых актов Российской Федерации и зарубежных стран.
Литература
Azzopardi M., Cortis D. (2013) Implementing Automotive Telematics for Insurance Covers of Fleets. Journal of technology management & innovation, vol. 8, no. 4, pp. 5967.
Chuchaev A.I., Malikov S.V. (2019) Liability for damage caused by a highly automated vehicle: state and prospects. Actualnye problemy rossiyskogo prava = Current Issues of Russian Law, no. 6, pp. 117-124. (In Russ.).
Guillen M., Nielsen J.P., Pérez-Marín A.M. & Elpidorou V. (2020) Can Automobile Insurance Telematics Predict the Risk of Near-Miss Events? North American Actuarial Journal, vol. 24, no. 1, pp. 141-152.
Khabrieva T.Ya., Chernogor N.N. (2018) Law in digital reality. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law, no. 1, pp. 85-102. (In Russ.).
Khabrieva T.Ya. (2018) Law and challenges of digital reality. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, no. 9, pp. 5-16. (In Russ.).
Klopf J. (2018) Die Verkehrspsychologie im transdisziplinären Spannungsfeld von Technik und Umwelt. Vom Wagenlenker der Antike zum Autonomen Fahren — das neue Bewusstsein der Maschinen? Psychologie in Österreich. Themenschwerpunkt: Verkehrspsychologie, vol. 38, S. 7-18.
Komarov V. V., Garagan S. A. (2012) Intelligent tasks of telematics transport systems and intelligent transport system. T-Comm: Telecommunicatsii i transport, 2012, vol. 6, no. 4, pp. 34-38. (In Russ.).
Komarov V. V., Garagan S. A. (2016) Using the infrastructure of the Era-GLONASS system as the basis of telematics transport systems. Transport v Rossiskoi Federatsii = Transport in Russia, no. 1, pp. 22-25. (In Russ.).
Pavlenko V. (2016) Improving processes of monitoring vehicles using telematics systems. Vestnik Khar'kovskogo natsionalnogo avtomobilno-dorozhnogo yniversiteta = Herald of Kharkov Car University, № 75. pp. 139-144.
Pomerantz F. (2015) Auto insurance telematics data privacy and ownership. FORC Journal, vol. 26, pp. 1-16.
Przybyl P., Vorobyova T. (2014) Complexity of transport telematics systems. Aktualnie voprosi innovatsionnoi economiki = Current Issues of Innovation Economics, no. 8-2, pp. 82-91. (In Russ.).
Sitdikov I. M. (2012) Transport and telematics system as the basis for Informatization of the transport complex. Segodnya i zavtra rossiyskoy ekonomiki = Today and tomorrow of the Russian economy, no. 52, pp. 151-154. (In Russ.).
Sharpe B., Schaller D. (2019) Telematics in The Canadian Trucking Industry. White Paper December 2019. International Council on Clean Transportation. 24 p. Available at: : https://theicct.org/sites/default/files/publications/Telematics_Canadian_trucking_industry_20191210.pdf
Tikhomirov Yu. A. (2020) Law: the moment of rest or the anticipatory impact on social processes. Zhurnal rossiyskogo prava = Journal of Russian Law, no. 4, pp. 5-16. (In Russ.).
Wahlström J., Skog I. and Händel P. (2017) Smartphone-Based Vehicle Telematics: A Ten-Year Anniversary. IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems, vol. 18, no. 10, pp. 2802-2825.
Zubarev S. M. (2018) Implementation of the National technological initiative: on the correlation of the concepts “administrative barriers” and “legal barriers”. Administrativnoe pravo i protcess = Administrative Law and Process, no. 10, pp. 4-9. (In Russ.).
Copyright (c) 2021 Право. Журнал Высшей школы экономики

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.