Право: утверждается ли доверие граждан? Материалы круглого стола
Аннотация
Машкова Екатерина Викторовна - научный сотрудник института правовых исследований Национального исследовательского университета «Высшаяшкола экономики». E-mail: emashkova@hse.ru
Адрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
Участники круглого стола сделали попытку проанализировать на современном материале степень доверия граждан России к праву, главным образом к законодательству и к подзаконным актам. Рассмотрены причины недоверия, даны рекомендации. Раскрыты положительные явления – обсуждение законопроектов в Интернете, расширение доступа граждан к правовой информации, в том числе к подзаконным актам. Впервые за много десятилетий в некоторых слоях общества – в части предпринимательского сообщества России, в госкорпорациях и в министерствах стало распространяться этико-правовое регулирование («мягкое право») – кодексы поведения, содержащие самообязательства. Вместе с тем многие по-прежнему не считают обязательным подчиняться правовым актам, продолжают противопоставлять право и мораль, считая их несовместимыми. Отношение к закону как к социальной ценности так и не сформировалось. Порядок введения кодексов поведения упрощен и внутренне противоречив. Правовой нигилизм стал разрушительной силой, что не требует доказательств. Его спутник - массовый аморализм. Правящие элиты не соотносят себя с правом и потому доверием или уважением не пользуются, что усиливает рассогласованность действий общественных сил, давно уже перешедшее в массовое отчуждение граждан. Такого неотъемлемого элемента, как образец, в правовой культуре РФ нет, что ставит под вопрос факт существования такой культуры в стране. Среди рекомендаций участников круглого стола – переход к законодательному мониторингу, который позволит точнее оценивать результативность актов и отношение к ним правоприменителя и социума; гарантированный допуск к нормотворчеству психологов, социологов, экономистов; согласование формального закона с «традиционным законом» (т.е. обычным правом); отказ от практики дублирования федеральных правовых актов региональными актами. Предложено также ввести мораторий на изменение любого нормативного акта в течение фиксированного срока. Инициаторов проекта законодательного или подзаконного акта, положения которого придется менять до истечения упомянутого срока, лишать права на определенный срок заниматься нормотворчеством.