Начало комплексному осмыслению состояния российского юридического образования положено, что дальше?

  • Владимир Сивицкий Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: магистратура, юридическое образование, подготовка юристов, болонский процесс, бакалавриат, конституционная модель юриста, юридический прагматизм

Аннотация

Сивицкий Владимир Александрович - профессор кафедры конституционного и административного права Санкт-Петербургского филиала (кампуса) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. Адрес: 190008, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16. E-mail: VASivickiy@mail.ru.

Представленный текст является рецензией на книгу Н.С. Бондаря «Российское юридическое об-разование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии»(Серия «Библиотечка судебного конституционализма. Вып. 3., М., 2013). Констатируется, что книгаН.С. Бондаря — первая отдельная книга, в которой комплексно и системно говорится о проблемахсовременного российского юридического образования. Отмечается содержательная и эмоциональ-ная насыщенность книги, несмотря на ее небольшой объем, огромный вклад ее автора в переводдискуссии о российском юридическом образовании в публицистический формат.Предпринята попытка дискуссии с отдельными идеями, выраженными Н.С. Бондарем. Так, он скеп-тически относится к болонскому процессу в юридическом образовании. В ответ предпринята по-пытка взглянуть на ситуацию более лояльно, с учетом возможностей крупных центров юридиче-ского образования действовать и в этих условиях, а также возможность воспользоваться моделью«бакалавриата — магистратуры» для определенной чистки юридического образовательного про-странства (необходимость которой не отрицает и автор книги) путем недопущения магистратуры вслабых юридических вузах.Н.С. Бондарь говорит о необходимости обеспечивать «конституционную модель современногоюриста», которая должна преодолеть «крайности правоохранительной и предпринимательскоймоделей юриста» и ошибочную, как он полагает, «философию юридического прагматизма». В от-вет предпринята попытка показать уязвимость юриста, подготовленного по «конституционноймодели», в практической деятельности в современных условиях. Поэтому предлагается в разныхцентрах юридического образования конкурентно и качественно реализовывать разные моделиподготовки юристов, не предпринимая ломку структуры юридического образования под какое-тоединообразное представление о должной модели подготовки юриста. Это не отрицает необходи-мость более тщательного усвоения конституционно-правовых приемов и способов защиты правприменительно к каждой отрасли права.В качестве вывода констатируется, что благодаря рецензируемой книге Н.С. Бондаря начало ком-плексному осмыслению состояния российского юридического образования положено.
Опубликован
2013-02-12
Как цитировать
СивицкийВ. (2013). Начало комплексному осмыслению состояния российского юридического образования положено, что дальше?. Право. Журнал Высшей школы экономики, (4), 191-195. извлечено от https://law-journal.hse.ru/article/view/20697