Концептуализация содержания исключительного авторского права

  • Дмитрий Братусь Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева https://orcid.org/0009-0003-1178-3565
Ключевые слова: интеллектуальные права, исключительное авторское право, личные неимущественные права, субстантивные авторские права, автор, творчество, содержание

Аннотация

Исследуются исторические, философские, социальные и юридические основания исключительного авторского права в аспекте его содержания. Обозначены предпосылки формирования этого института. Авторское право на Руси начиналось с государственных книгопечатен, создававшихся Иваном IV для контроля за безупречностью библейских текстов и противодействия их искажению сторонниками униатства, провоцировавшими таким образом народные волнения. Ту же политику проводил и Петр I. Отсюда — цензура и цензурный устав и широко известная теория нормативной предыстории авторского права. В Западной Европе авторское право на этапе его оформления обслуживало интересы капитала, а система правил, составшиих прообраз российского авторского права, традиционно
охраняла духовность и державные устои. Критически анализируется общепринятая история «копирайта». Версии происхождения данного (молодого, как принято считать) института варьируются в пределах нескольких столетий. Это расхождение свидетельствует об отсутствии объективного исторического подхода и препятствует всесторонней квалификации содержания исключительного авторского права. Борьба за принадлежность результатов творчества, с одной стороны, и
против монополии правообладателя с другой, квалифицируется в исследовании как главный источник развития содержания исключительного авторского права. С точки зрения функционального анализа перспективным является уточнение характеристики содержания исключительного авторского права, его сопоставление с такими родственными категориями, как понятие, структура, система исключительного авторского права. Различия между отмеченными охранительными коррелятами порой игнорируются в современной доктрине интеллектуальных прав. Подчеркивается небезупречная смена акцентов: содержание в новейших исследованиях интерпретируется в значении структуры исключительных прав. Сделан вывод о необходимости выработки комплексного понятия содержания исключительного авторского права и намечены подходы к его определению. Смысловое значение содержания исключительного авторского права выражается в легально закрепленном списке абсолютных имущественных прав на произведение (объем субъективного права) и в коррелирующей с этим списком системе способов экономической эксплуатации данного интеллектуального продукта.

Биография автора

Дмитрий Братусь, Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева

Кандидат юридических наук, доцент

Опубликован
2024-06-06
Как цитировать
БратусьД. (2024). Концептуализация содержания исключительного авторского права. Право. Журнал Высшей школы экономики, 17(2), 114-143. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2024.2.114.142
Раздел
Российское право: состояние, перспективы, комментарии