Реформирование рынка природного газа ЕС: Директива 2009/73/EC «Об общих принципах внутреннего рынка природного газа и об отмене Директивы 2003/55/EC»
Аннотация
Волков Александр Константинович - заместитель декана юридического факультета Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по научной работе и международным связям, доцент, кандидат юридических наук. Адрес: 198099, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 17, к. 305. E-mail: akvolkov@hotmail.com.13 июля 2009 г. Европейским Парламентом и Советом была принята Директива 2009/73/EC «Об общих правилах внутреннего рынка природного газа и об отмене Директивы 2003/55/EC», ставшая новым этапом реформирования рынка природного газа. Его целью является создание конкурентного внутреннего рынка данного природного ресурса, устранение частных и публичных барьеров, что должно в итоге привести к динамичному развитию отрасли и усилению защиты прав потребителей.
Автор статьи исследует и дает краткую характеристику содержания предшествующих актов, регулировавших отношения в данной сфере.
Одними из важнейших положений директивы стали следующие. Если по состоянию на 3 сентября 2009 г. предприятие-собственник сети по-прежнему является вертикально интегрированным, государствам предоставлен выбор либо разделить собственность данного предприятия, либо, по предложению собственника транспортной системы и c согласия Комиссии, учредить независимого системного оператора или независимого транспортного оператор.
В случае, если государство-участник приняло решение о полном разделении собственности вертикально интегрированной компании, последняя не имеет права учреждать независимого системного или транспортного оператора. В дальнейшем предприятие, выполняющее функции производства или поставки, не может прямым или косвенным образом осуществлять контроль или любые другие права в отношении оператора транспортной системы. Следует отметить, что модель имущественно-правового разделения поддержана меньшинством государств — членов Европейского Союза. Остальные страны по различным причинам пошли по пути учреждения независимого системного оператора или независимого транспортного оператора. Данный вариант позволяет вертикально интегрированному предприятию сохранить права собственности в отношении транспортной системы, но при этом оно утрачивает контроль над ее управлением, при создании независимого системного оператора — полностью, а независимого транспортного оператора — частично.
В заключении автор приходит к выводу, что положения Директивы 2009/73/EC, безусловно, являются прогрессивными с точки зрения создания и развития единого рынка газа Европейского Союза, но, по-прежнему, результат реформ будет определяться волей государств-членов. Однако следует учитывать, что пока одни страны пытаются определиться с окончательным решением или его формой, большинство государств-участников уже отказалось от монополии в данном секторе; компании из этих государств активно развиваются, создают конкурентные преимущества и завоевывают рынки других стран.