Начало комплексному осмыслению состояния российского юридического образования положено, что дальше?

  • Владимир Сивицкий Кафедра конституционного и административного права Санкт-Петербургского филиала (кампуса) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: магистратура, юридическое образование, подготовка юристов, болонский процесс, бакалавриат, конституционная модель юриста, юридический прагматизм

Аннотация

Представленный текст является рецензией на книгу Н.С. Бондаря «Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии» (Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 3., Μ., 2013). Констатируется, что книга Н.С. Бондаря — первая отдельная книга, в которой комплексно и системно говорится о проблемах современного российского юридического образования. Отмечается содержательная и эмоциональная насыщенность книги, несмотря на ее небольшой объем, огромный вклад ее автора в перевод дискуссии о российском юридическом образовании в публицистический формат. Предпринята попытка дискуссии с отдельными идеями, выраженными Н.С. Бондарем. Так, он скептически относится к болонскому процессу в юридическом образовании. В ответ предпринята попытка взглянуть на ситуацию более лояльно, с учетом возможностей крупных центров юридического образования действовать и в этих условиях, а также возможность воспользоваться моделью «бакалавриата — магистратуры» для определенной чистки юридического образовательного пространства (необходимость которой не отрицает и автор книги) путем недопущения магистратуры в слабых юридических вузах. Н.С. Бондарь говорит о необходимости обеспечивать «конституционную модель современного юриста», которая должна преодолеть «крайности правоохранительной и предпринимательской моделей юриста» и ошибочную, как он полагает, «философию юридического прагматизма». В ответ предпринята попытка показать уязвимость юриста, подготовленного по «конституционной модели», в практической деятельности в современных условиях. Поэтому предлагается в разных центрах юридического образования конкурентно и качественно реализовывать разные модели подготовки юристов, не предпринимая ломку структуры юридического образования под какое-то единообразное представление о должной модели подготовки юриста. Это не отрицает необходимость более тщательного усвоения конституционно-правовых приемов и способов защиты прав применительно к каждой отрасли права. В качестве вывода констатируется, что благодаря рецензируемой книге Н.С. Бондаря начало комплексному осмыслению состояния российского юридического образования положено.

Биография автора

Владимир Сивицкий, Кафедра конституционного и административного права Санкт-Петербургского филиала (кампуса) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Профессор, кандидат юридических наук

Опубликован
2013-02-12
Как цитировать
СивицкийВ. (2013). Начало комплексному осмыслению состояния российского юридического образования положено, что дальше?. Право. Журнал Высшей школы экономики, (4), 191-195. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2013.4.191.195
Выпуск
Раздел
Рецензии