Правовая природа современной компании

  • Сергей Луценко Контрольное управление Президента РФ, 103132, Российская Федерация, г. Москва, Старая Площадь, д. 8/5

Аннотация

В статье рассматривается концепция компании как создателя не только корпоративного блага(«акционерной стоимости»), но и общественного (социального) блага. Механизм «благого управ-ления» позволяет учитывать интересы акционеров, совета директоров, сотрудников и общества,достигая конечной эффективности: увеличивая стоимость активов в перспективе (благосостояниесобственников), а также выполняя общественно-полезную функцию (социальная ответственностьперед обществом). Целью статьи является рассмотрение компании через призму создателя благ,путем внедрения механизма благого управления (принципа командного производства). Команд-ное производство подразумевает акт взаимного сотрудничества в атмосфере доверия, взаимнойподдержки, с учетом стимулирования участников при решении долгосрочных задач в компании(акционер — правление — сотрудник). Одной из особенностей достижения эффективности прин-ципа командного производства является проведение общих собраний учредителей (акционеров) врамках действующего корпоративного законодательства с учетом интересов как акционеров, таки членов совета директоров. Другими словами, участник компании осознает не только персональ-ную и командную ответственность при реализации поставленных вопросов. Кроме того, в работерассмотрен механизм «блокирования активов» (lock-in), с помощью которого можно сдерживать«аппетиты», связанные с изъятием активов из компании со стороны акционеров с краткосрочнымиинтересами. При решении задач, связанных с благим управлением, компания неизбежно сталки-вается с агентскими конфликтами между собственниками и руководством. Поскольку у каждогозаинтересованного участника имеются экономические интересы, возникают данные конфликты.В результате таких разрушительных конфликтов происходит разрушение корпоративного и соци-ального блага. Другими словами, компания не служит интересам общества, а, напротив, разру-шает представление о своей полезности, выступая в роли «монстра Франкенштейна» (создаваямошеннические схемы с целью неуплаты налогов, сокращая штат сотрудников). Автор стремитсяпоказать компанию как созидателя и справедливого распределителя корпоративных и социальныхблаг в долгосрочной перспективе (сберегательная и инвестиционная технологии), в том числе с ис-пользованием механизма благого управления.
Опубликован
2016-02-25
Как цитировать
ЛуценкоС. (2016). Правовая природа современной компании. Право. Журнал Высшей школы экономики, (4), 223-236. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2016.4.223.236
Раздел
Дискуссионный клуб