Познер Р.1
Создание правовой основы для экономического развития
Ричард А. Познер - судья Седьмого апелляционного окружного суда США, профессор Школы права Чикагского университета. Адрес: 60637, США, Чикаго, 1111, 60-я Ист Стрит, к. 611, E-mail: rposner@law.uchicago.edu.
Рост национального экономического процветания требует, по крайней мере, скромной правовой инфраструктуры, сосредоточенной на защите собственности и договора. Серьезная правовая реформа, имеющая целью создать таковую инфраструктуру, может заключаться в принятии системы относительно точных правовых норм вместо большого количества открытых стандартов или солидных инвестиций в модернизацию национальной судебной власти. Может возникнуть эффективный цикл, в котором первоначально скромные расходы на правовую реформу увеличивают темп экономического роста, в свою очередь производя ресурсы. Все это позволит провести более значимые правовые реформы в будущем. Правовая реформа — это важная часть процесса модернизации бедных стран, но акцент при проведении такой реформы должен быть сделан на создании материально и процессуально эффективных правил договорного права и прав собственности, а не на создании первоклассной судебной власти или обширной системы гражданских свобод. Это всего лишь общее предписание, а надлежащая юридическая структура для отдельной страны будет зависеть от массы соображений.
Фундаментальный компромисс нужно искать между вложением довольно скромных инвестиций в разработку оптимальных норм и вложением реально больших инвестиций в судебную власть. Чем дороже обходится создание высококачественной независимой судебной власти, тем выгоднее сосредоточить усилия при проведении правовой реформы на принятии норм, эффективных по существу и по процедуре. Если административная инфраструктура достаточно слаба, даже хорошие нормы могут быть просто проигнорированы. Экономический прогресс возможен и с небольшими правовыми изменениями, или даже без них, но может быть задушен чрезмерными инвестициями в проекты публичного сектора, включая правовую реформу. Небольшие расходы на правовую реформу могут увеличить темп экономического роста, который в свою очередь приведет к появлению дополнительных ресурсов для проведения более честолюбивых правовых реформ позже.