Тарасова Е. П.
Проблема влияния субъективных факторов на процесс разработки Конституции России в 1993 г. (на примере работы Конституционного совещания)
2012.
№ 1.
С. 50–63
[содержание номера]
Тарасова Екатерина Павловна - заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, кандидат юридических наук. Адрес: 103426, Российская Федерация, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26. E-mail: tarasova3000@yandex.ru.
Целью настоящей статьи является исследование влияния, оказываемого субъективно-личностными и групповыми факторами на политико-правовые процессы в нашей стране. Конституционный процесс автор рассматривает в качестве политического. Задачи исследования - освещение роли и значение субъективных факторов, проявившихся в процессе разработки действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. В работе анализируются причины образования в тогдашних условиях такого своеобразного органа, как Конституционное совещание, определяются особенности его правового статуса, раскрывается его внутренние структурные характеристики и изучаются причины, повлиявшие на многочисленность его состава. На основании обработки стенограмм Конституционного совещания, актов президентской власти и других первоисточников автором установлено, что, например, рабочие группы Конституционного совещания были сформированы почти исключительно из лиц, лояльных тогдашнему президенту России Б.Ельцину. В статье обосновывается, что участники Конституционного совещания в целом находились в зависимости от главы государства и потому в процессе работы над проектами Конституции руководствовались в своих решениях или мнением президента, или же его прямыми указаниями. Данная зависимость была не финансово-экономической, управленческой или административной, а психологической, плодом ее явилось наделение президента России статусом института, стоящего над всеми ветвями публичной власти. В статье прослежены разного рода столкновения мнений, противоречия и конфликты, которые отмечались тем не менее в рабочих группах, комиссиях и прочих органах Конституционного совещания. Автором раскрыта роль групповых, в том числе профессиональных интересов в формировании подхода участников Совещания к формулированию ими конституционных норм России, регулирующих в том числе институт частной собственности, право на образование и особенно - организацию системы институтов государственной власти и разграничение сфер их компетенции. Тем самым проанализировано происхождение существующей с 1990-х годов гибридной конституционной модели Российской Федерации как смешанной республики.
Целью настоящей статьи является исследование влияния, оказываемого субъективно-личностными и групповыми факторами на политико-правовые процессы в нашей стране. Конституционный процесс автор рассматривает в качестве политического. Задачи исследования - освещение роли и значение субъективных факторов, проявившихся в процессе разработки действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. В работе анализируются причины образования в тогдашних условиях такого своеобразного органа, как Конституционное совещание, определяются особенности его правового статуса, раскрывается его внутренние структурные характеристики и изучаются причины, повлиявшие на многочисленность его состава. На основании обработки стенограмм Конституционного совещания, актов президентской власти и других первоисточников автором установлено, что, например, рабочие группы Конституционного совещания были сформированы почти исключительно из лиц, лояльных тогдашнему президенту России Б.Ельцину. В статье обосновывается, что участники Конституционного совещания в целом находились в зависимости от главы государства и потому в процессе работы над проектами Конституции руководствовались в своих решениях или мнением президента, или же его прямыми указаниями. Данная зависимость была не финансово-экономической, управленческой или административной, а психологической, плодом ее явилось наделение президента России статусом института, стоящего над всеми ветвями публичной власти. В статье прослежены разного рода столкновения мнений, противоречия и конфликты, которые отмечались тем не менее в рабочих группах, комиссиях и прочих органах Конституционного совещания. Автором раскрыта роль групповых, в том числе профессиональных интересов в формировании подхода участников Совещания к формулированию ими конституционных норм России, регулирующих в том числе институт частной собственности, право на образование и особенно - организацию системы институтов государственной власти и разграничение сфер их компетенции. Тем самым проанализировано происхождение существующей с 1990-х годов гибридной конституционной модели Российской Федерации как смешанной республики.