@ARTICLE{26583261_55146944_2012, author = {Е. П. Тарасова}, keywords = {, конституционный процесс, Конституционное совещание, субъективные факторы, политический конфликт, проект Конституции РоссииПрезидент Российской Федерации}, title = {Проблема влияния субъективных факторов на процесс разработки Конституции России в 1993 г. (на примере работы Конституционного совещания)}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2012}, number = {1}, pages = {50-63}, url = {https://law-journal.hse.ru/2012--1/55146944.html}, publisher = {}, abstract = {Тарасова Екатерина Павловна - заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, кандидат юридических наук. Адрес: 103426, Российская Федерация, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26. E-mail: tarasova3000@yandex.ru.Целью настоящей статьи является исследование влияния, оказываемого субъективно-личностными и групповыми факторами на политико-правовые процессы в нашей стране. Конституционный процесс автор рассматривает в качестве политического. Задачи исследования - освещение роли и значение субъективных факторов, проявившихся в процессе разработки  действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. В работе анализируются причины образования в тогдашних условиях такого своеобразного органа, как Конституционное совещание, определяются особенности его правового статуса,  раскрывается его внутренние структурные характеристики и изучаются причины, повлиявшие на многочисленность его состава.  На основании обработки стенограмм Конституционного совещания, актов президентской власти и других первоисточников автором установлено, что, например, рабочие группы Конституционного совещания были сформированы почти исключительно из лиц, лояльных тогдашнему президенту России Б.Ельцину. В статье обосновывается, что участники Конституционного совещания в целом находились в зависимости от главы  государства и потому в процессе работы над проектами Конституции руководствовались в своих решениях или мнением президента, или же его прямыми указаниями.  Данная зависимость была не финансово-экономической, управленческой или административной, а психологической, плодом ее  явилось наделение президента России статусом института, стоящего над всеми ветвями публичной власти. В статье прослежены разного рода столкновения мнений, противоречия и конфликты, которые отмечались тем не менее в рабочих группах, комиссиях и прочих органах Конституционного совещания. Автором раскрыта роль групповых, в том числе профессиональных интересов в формировании подхода участников Совещания к формулированию ими конституционных норм России, регулирующих в том числе институт частной собственности, право на образование и особенно - организацию системы институтов государственной власти и разграничение сфер их компетенции. Тем самым проанализировано происхождение существующей с 1990-х годов гибридной конституционной модели Российской Федерации как смешанной  республики.}, annote = {Тарасова Екатерина Павловна - заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, кандидат юридических наук. Адрес: 103426, Российская Федерация, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26. E-mail: tarasova3000@yandex.ru.Целью настоящей статьи является исследование влияния, оказываемого субъективно-личностными и групповыми факторами на политико-правовые процессы в нашей стране. Конституционный процесс автор рассматривает в качестве политического. Задачи исследования - освещение роли и значение субъективных факторов, проявившихся в процессе разработки  действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. В работе анализируются причины образования в тогдашних условиях такого своеобразного органа, как Конституционное совещание, определяются особенности его правового статуса,  раскрывается его внутренние структурные характеристики и изучаются причины, повлиявшие на многочисленность его состава.  На основании обработки стенограмм Конституционного совещания, актов президентской власти и других первоисточников автором установлено, что, например, рабочие группы Конституционного совещания были сформированы почти исключительно из лиц, лояльных тогдашнему президенту России Б.Ельцину. В статье обосновывается, что участники Конституционного совещания в целом находились в зависимости от главы  государства и потому в процессе работы над проектами Конституции руководствовались в своих решениях или мнением президента, или же его прямыми указаниями.  Данная зависимость была не финансово-экономической, управленческой или административной, а психологической, плодом ее  явилось наделение президента России статусом института, стоящего над всеми ветвями публичной власти. В статье прослежены разного рода столкновения мнений, противоречия и конфликты, которые отмечались тем не менее в рабочих группах, комиссиях и прочих органах Конституционного совещания. Автором раскрыта роль групповых, в том числе профессиональных интересов в формировании подхода участников Совещания к формулированию ими конституционных норм России, регулирующих в том числе институт частной собственности, право на образование и особенно - организацию системы институтов государственной власти и разграничение сфер их компетенции. Тем самым проанализировано происхождение существующей с 1990-х годов гибридной конституционной модели Российской Федерации как смешанной  республики.} }