Проблема обязательности договоров: взгляд Саламанкской школы XVI века
Аннотация
Полдников Дмитрий Юрьевич - доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат исторических наук. E-mail: dpoldnikov@hse.ruАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
В статье рассматривается оригинальные взгляды представителей Саламанкской школы поздней схоластики XVI в. на одну из ключевых проблем договорного права – юридическую обязательность всех правомерных договоров.
Правовое учение об обязательности договоров Саламанкской школы представлено как необходимое связующее звено между средневековой цивилистикой (наукой о цивильном (римском) праве) и договорными доктринами сторонников естественного права Нового времени.
В отсутствие принципа обязательности всех правомерных соглашений в римском праве, вплоть до XVI в. средневековые цивилисты отказывались признавать правило «договоры следует соблюдать» (pacta sunt servanda) из канонического права. Представители Саламанкской школы первыми последовательно обосновали применимость данного правила во всех правовых системах континентальной Западной Европы.
Договорные теории представителей данной школы формировались в «золотой век» Испании - период общего культурного, политического и экономического подъема, вызванного политическим объединением страны, колониальными завоеваниями и ведущей ролью испанских монархов в Западной Европе. Под влиянием новых обстоятельств видные испанские теологи и правоведы XVI в. (Доминго де Сото, Франсиско Суарес, Луис де Молина, Леонард Лессий и др.) занялись обновлением средневековых правовых доктрин ius commune на основе моральной теологии, философии Фомы Аквинского и канонического права.
Результатом размышлений над проблемами договорного права стало оригинальное теолого-правовое учение, наиболее полно изложенные в трактатах под общим названием «О справедливости и праве». Характерными особенностями данного учения являлись: последовательное изложение материала от общих вопросов к частным, а также выделение общих понятий договорного права и правил об отдельных договорах. Одним из таких положений стал принцип обязательности всех обещаний, как взаимовыгодных, так и безвозмездных, если только они даны на действительном основании (causa) и акцептованы кредитором. При формулировке данного вывода представители Саламанкской школы опирались на концепцию обещания в каноническом праве, католическое учение о христианских добродетелях и взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского на природу договорных отношений.
Исходя из общего принципа обязательности договоров поздние схоласты определяли порядок заключения договоров путем оферты и акцепта, дискутировали об обязательности неакцептованных обещаний.
Значение договорных теорий поздних схоластов Саламанкской школы определяется не только оригинальным переосмыслением средневекового ius commune, но и влиянием на учение об обещании Гуго Гроция в «Трех книгах о праве войны и мира» (1625) и некоторых других правоведов Нового времени.