Договор продажи с использованием автоматов в структуре вендинг-бизнеса

  • Марина Малеина Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) https://orcid.org/0009-0004-2912-2666
Ключевые слова: вендинг, вендинговый бизнес, договор розничной купли-продажи, договор возмездного оказания услуг, договор выполнения работ, договор на размещение торгового автомата, библиовендинг

Аннотация

Вендинг-бизнес рассматривается как вид инновационной предпринимательской деятельности. Эта сфера включает несколько групп отношений между производителем вендинговых автоматов и покупателем автоматов; собственником автоматов и оператором, осуществляющим их использование; оператором и юридическим лицом по размещению автоматов; оператором и юридическим лицом по закупке товаров для реализации, закупке материалов для выполнения работы, оказания услуги посредством автоматов; оператором и юридическим лицом по ремонту автоматов; оператором и потребителем в купле-продаже, мене товаров, выполнении работ, оказании услуг, временном пользованиию имуществом; оператором фандомата как покупателем использованной тары и гражданином-продавцом; собственником вендинговых автоматов (производителем, оператором) и третьим лицом (не стороной договора) в роли нарушителя или потерпевшего; между операторами, а также между каждым оператором и саморегулируемой организацией в этой области. Предлагается расширить область применения вендинга, включив в нее помимо купли-продажи обмен, временное пользование, оказание услуг, выполнение работ, пожертвование. Центральный договор розничной купли-продажи характеризуется в статье как соглашение, в силу которого продавец (оператор) без присутствия с использованием вендинг-автомата обязуется передать в собственность покупателю товар, предназначенный для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, после совершения покупателем действий по оплате и выбору товара, а покупатель оплачивает товар. Автором выделены проблемы, связанные с заключением и исполнением договора продажи с
использованием автоматов (форма договора, обеспечение качества и безопасности товара, размер платы за товар, сохранение персональных данных покупателя), и показаны способы их решения. Обосновывается закрепление в законе перечня товаров, продажа которых недопустима через автоматы или запрещена для продажи в определенных местах. В исследовании применены общенаучные методы, а также системный и логический анализ литературы, российского законодательства, метод сравнительного правоведения.

Биография автора

Марина Малеина, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист
Российской Федерации

Опубликован
2024-06-06
Как цитировать
МалеинаМ. (2024). Договор продажи с использованием автоматов в структуре вендинг-бизнеса. Право. Журнал Высшей школы экономики, 17(2), 51-73. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2024.2.51.73
Раздел
Российское право: состояние, перспективы, комментарии