Новый закон о контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: особенности и перспективы
Аннотация
Лагутин Игорь Борисович - доцент кафедры финансового права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук. E-mail: lagutinigor81@mail.ruАдрес: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., 20.
Статья содержит характеристику Федерального закона 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». К составным частям статьи относятся: 1) оценки степени новизны и полезности указанного акта, который впервые в России вводит единые принципы устройства и действий контрольно-счетных органов субъектов федерации и муниципальных единиц, 2) сравнительный анализ нормативных положений как данного акта, так и соответствующего законодательства регионов Российской Федерации. Отмечается, что действующие на территории России контрольно-счетные органы обладают неодинаковым правовым статусом, численностью работников, уровнем финансирования и т.д., что служит препятствием эффективному финансовому контролю над публичными бюджетами на региональном уровне. Одни из таких органов являются организационно и функционально обособленными и наделены статусом юридического лица, другие же являются составными частями или подразделениями органов законодательной власти. К числу достоинств нового закона автор относит закрепление его нормами комплекса основных и специальных полномочий рассматриваемых органов. Недостатки же нового закона автор сводит в пять групп. Во-первых, это обтекаемость многих его норм, неуместные разночтения и огрехи в формулировках акта. Во-вторых, принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов рассматриваются в законе раздельно, при этом указанные принципы недостаточно разграничены и даны определения только второй группы данных принципов. В-третьих, законом совсем не закреплены принципиально важные принципы системности и ответственности контрольно-счетных органов. В-четвертых, по оценке автора, относительно состава и структуры упомянутых органов, а также насчет понятия аудита эффективности закон не предложил ничего нового. В этом отношении рассматриваемый федеральный закон заметно уступает законодательным актам, уже действующим в ряде регионов России – в частности, в Пермском крае, Калужской и Нижегородской областях. Наконец, упомянутый закон содержит избыточное количество рекомендательных и отсылочных норм на акты регионов и муниципалитетов. Такого рода обстоятельства с неизбежностью уменьшают результативность применения очень многих его положений.