Электронные «фабрики знаний» и микросреда инноваций: кто кого?
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

инновации
знания
совместная деятельность
электронные платформы
сообщества практики
коммуникации
связи
трудовой коллектив
социальное взаимодействие

Как цитировать

МосковскаяА. (2016). Электронные «фабрики знаний» и микросреда инноваций: кто кого?. Форсайт, 10(2), 81-91. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.81.91

Аннотация

Конец ХХ в. ознаменовался комплексом исследований, раскрывших коллективные механизмы развития знаний как совместной деятельности специалистов в рабочих коллективах. Тем самым было отвергнуто представление о знании как о «непроблематичном процессе передачи того, что имеется в наличии» и может быть передано и усвоено в одностороннем порядке [Lave, Wenger, 1991]. Целью статьи является изучение возможностей сетевых электронных платформ развивать знания и инновации в ходе онлайн- коммуникаций 
профессионалов. Анализ литературы, посвященной развитию знаний, позволил сравнить основные принципы «работы знания» при разработке нового решения в ходе реальной совместной деятельности и в процессе онлайн-коммуникаций на специализированных платформах. Автор приходит к выводу, что виртуальные сетевые платформы способствуют фрагментарному представлению знаний участников, ускользанию единства смысла и цели взаимодействия, размыванию границы между знанием и информацией. Показано, что стремление к росту результативности коллективного творчества в режиме онлайн рискует привести не к усилению компетенций, свободы действий и освоению опыта друг друга, а к укреплению внешнего контроля и разделению функций на простейшие операции, когда в индивидуальном участнике ценятся уже не знания и предшествующий опыт, а коммуникационные навыки. Производимый эффект сродни индустриальной революции машинной эры и при широком распространении рискует превратить работника знания в легко заменяемого частичного работника. Для того чтобы этого не случилось, электронные платформы должны научиться воссоздавать условия микросреды инноваций, существующие офлайн, либо не претендовать на функции производства знаний.
https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.81.91
PDF
PDF (English)

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.