Что влияет на потребление алкоголя и табака: обзор экономических, социологических концепций и эмпирических результатов

  • Яна Михайловна Рощина Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Михаил Богданович Богданов Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: аддиктивное поведение, потребление алкоголя и табака, спрос на аддиктивные блага, потребительский капитал, модель рациональной аддиктивности, факторы потребления алкоголя и табака

Аннотация

Со времени возникновения классических теоретических работ о сущности аддиктивных благ ежегодно публикуется огромное количество эмпирических исследований на данных разных стран, посвящённых выявлению детерминант склонности к потреблению алкоголя и табака. Из всех аддиктивных благ мы выбрали именно алкоголь и табак в силу их большой распространённости, легальности в подавляющем большинстве стран, возможности контролируемого потребления. Во многих странах и на мировом уровне разрабатываются меры, направленные на снижение потребления этих товаров или, по крайней мере, на «ответственное потребление» (это касается, скорее, алкоголя). Хотя в последние годы в России снижается доля пьющих и курящих, страна до сих пор находится среди лидеров по потреблению как алкоголя, так и табака. Кроме того, несмотря на то что за последнее десятилетие государством были приняты меры, направленные на снижение потребления алкоголя и табака, нет оснований полагать, что эта тенденция продиктована именно реализуемой политикой. Этот тренд также мог быть продиктован другими факторами, например распространением ценностей здорового образа жизни или эффектом когорты, поэтому, несмотря на наличие ряда работ, обозревающих детерминанты потребления алоголя и табака, важно вернуться к систематизации эмпирических результатов факторов спроса на аддиктивные блага. Особенностью данного текста является также то, что мы рассматриваем факторы, влияющие на потребление как алкоголя, так и табака, хотя традиционно их изучают отдельно. Однако и табак, и алкоголь относятся к так называемым аддиктивным благам, поэтому экономические и социологические концепции, объясняющие приверженность им, одни и те же. В эмпирических исследованиях также используется сходный модельный аппарат. Сделанный обзор показал, что обнаруживаются сходные закономерности зависимости спроса на алкоголь и табак от социальноэкономических детерминант. Факторы спроса на эти блага можно разделить на экономические, индивидуальные, социально-культурные и связанные с внешней средой (а также не рассматриваемые нами биологические факторы). На российских данных в основном подтверждаются теоретические предположения и результаты, полученные для других стран. Некоторой особенностью российских потребителей можно считать более слабое воздействие цен на спрос на эти блага.

Биографии авторов

Яна Михайловна Рощина, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Доцент департамента социологии
Старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований
Ведущий научный сотрудник Центра лонгитюдных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Михаил Богданович Богданов, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студент магистерской программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Опубликован
2018-10-01
Как цитировать
РощинаЯ. М., & БогдановМ. Б. (2018). Что влияет на потребление алкоголя и табака: обзор экономических, социологических концепций и эмпирических результатов. Экономическая социология, 19(4), 134-171. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2018-4-134-171
Раздел
Профессиональные обзоры