Легитимация коммерческого суррогатного материнства в России

  • Анастасия Дмитриевна Душина Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Юлия Дмитриевна Керша Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Татьяна Юрьевна Ларкина Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Дарья Денисовна Проворова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: коммодификация, легитимация, вспомогательные репродуктивные технологии, суррогатное материнство, родство, евро-американская концепция родства, логики оправдания

Аннотация

В современном мире коммодификация становится всё более распространённым явлением. Ярким примером коммодификации уникальных объектов является коммерческое суррогатное материнство, где материнство из «социального призвания женщины» превращается в услугу, конечный продукт которой — человеческая жизнь, оцениваемая в денежном эквиваленте. Согласно Игорю Копытоффу, нарушение границы между товарами и уникальными объектами ведёт к подрыву социального порядка [Копытофф 2006]. Однако существование коммерческого суррогатного материнства на практике не приводит к крушению порядка, в связи с чем возникает вопрос о том, каким образом может быть обеспечено функционирование и легитимное существование подобной услуги в обществе. Авторы статьи, основываясь на анализе 14 интервью с сотрудниками московских клиник репродукции и агентств, занимающихся юридическим сопровождением услуги суррогатного материнства, демонстрируют, что определение статуса ребёнка, отбор потенциальных родителей и суррогатных матерей, а также регулирование отношений между ними сотрудниками медицинских и юридических учреждений формируются таким образом, чтобы закрепить представление о родстве в соответствии с евро-американской теорией Дэвида Шнайдера. В её основе лежит идея о том, что кровнородственные отношения определяются в первую очередь наличием общего генетического вещества, а во вторую очередь — социальными отношениями, основанными на конкретных паттернах поведения в семье [Schneider 1980], что подразумевает приоритетность генетического родства при формировании представлений о кровнородственных связях одновременно со всё уменьшающейся значимостью гестационного родства. Так, признание сотрудниками клиник и агентств генетической связи между родителями и ребёнком доминирующей над гестационным родством позволяет легитимировать практику суррогатного материнства на коммерческой основе в целом и отдельные аспекты порядка предоставления данной услуги путём декоммодификации ребёнка, который более не представляется объектом рыночной сделки.

Биографии авторов

Анастасия Дмитриевна Душина, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студентка департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Юлия Дмитриевна Керша, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студентка департамента социологии факультета социальных наук
Лаборант Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Татьяна Юрьевна Ларкина, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студентка департамента социологии факультета социальных наук
Лаборант Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Дарья Денисовна Проворова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студентка департамента социологии факультета социальных наук
Лаборант Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Опубликован
2016-01-31
Как цитировать
ДушинаА. Д., КершаЮ. Д., ЛаркинаТ. Ю., & ПровороваД. Д. (2016). Легитимация коммерческого суррогатного материнства в России. Экономическая социология, 17(1), 62-82. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2016-1-62-82
Раздел
Дебютные работы