Моральная экономика: почему хорошие стимулы не заменят хороших граждан

  • Самуэль Боулз Институт Санта-Фе
Ключевые слова: рынки, мошенничество, моральная экономика, экономический человек, инструментальные мотивы, нравственные чувства

Аннотация

Представляемая книга «The Moral Economy» («Моральная экономика») отчасти опирается на материалы Кастловских лекций, прочитанных Самуэлем Боулзом в Йельском университете, и является результатом 30-летней работы автора над вопросами культурных эффектов рынков и стимулов. В книге Боулз предлагает новую политическую парадигму, отличительная черта которой — отказ от модели Homo economicus в пользу подхода к «людям как они есть». Такой подход, по мнению автора, делает возможным синергию между стимулами и ограничениями, с одной стороны, и этическими и альтруистическими мотивами реальных людей — с другой. Автор уверен в том, что только те рыночные экономики, которые не отвергают своей культурной основы и людских добродетелей, способны работать хорошо.
Журнал «Экономическая социология» публикует первую главу книги — «The Problem with Homo economicus» («Проблема с Homo economicus»), — в которой автор пытается убедить читателей, что экономическая модель человека не годится в качестве ориентира при разработке политического курса или организации бизнеса. Согласно Боулзу, на то есть две причины: во-первых, материальные стимулы не являются гарантией хорошего управления, а во-вторых, политика, которая опирается на модель эгоистичного и аморального человека, создаёт условия для его господства в реальности. В выстраивании аргументации автор обращается к широкому кругу философской, политической и экономической литературы. При этом книга легко читается благодаря увлекательным историям и жизненным примерам.

Биография автора

Самуэль Боулз, Институт Санта-Фе
Профессор, руководитель Программы в области поведенческих наук Института Санта-Фе
Адрес: США, 87501, шт. Нью-Мексико, г. Санта-Фе, ул. Гайд-Парк-роуд, д. 1399
Опубликован
2016-09-30
Как цитировать
БоулзС. (2016). Моральная экономика: почему хорошие стимулы не заменят хороших граждан. Экономическая социология, 17(4), 100-128. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2016-4-100-128
Раздел
Расширение границ