@ARTICLE{26583261_876329939_2023, author = {С. Г. Рокитянский}, keywords = {, прокуратура, общий надзор, государственный механизм, система надзорных органов, история российского праваразделение властей}, title = {Место прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации: теоретический, исторический и нормативный аспекты}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2023}, number = {4}, pages = {80-102}, url = {https://law-journal.hse.ru/2023--4/876329939.html}, publisher = {}, abstract = {Несмотря на многовековую историю российского прокурорского надзора, в юридической науке нет единства мнений о государственно-правовом статусе органов прокуратуры и их месте в механизме государства. Законодательство Российской империи, СССР и Российской Федерации не дает прямого ответа на вопрос о принадлежности прокуратуры к органам государственной власти или к государственным органам, что воспринимается многими учеными как повод для дискуссии. Высказываются взаимоисключающие суждения, что прокуратура является органом президентской, законодательной, исполнительной, судебной или контрольно-надзорной власти. Такое разнообразие мнений не может быть оправдано идеологическим плюрализмом и недопустимо с точки зрения правовой науки, поскольку основательной классификации правового явления должно предшествовать корректное определение его специфических и устойчивых характеристик, которые имеются у органов прокуратуры с их многовековой историей и могут быть четко установлены. Правильное решение этого вопроса имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Во-первых, от этого зависит включение прокуратуры в отношения внутри системы разделения властей (или исключение из них). Во-вторых, это влияет на конституционно-правовую природу органов прокуратуры, от которой зависят общие векторы и параметры дальнейшего развития надзорного института. Применение к поставленному вопросу базисных положений теории государства, а также исследование исторических трансформаций прокуратуры в системе российского государства показало, что давно устоявшийся законодательный подход может рассматриваться вовсе не как молчание законодателя, а как вполне закономерное решение о статусе прокуратуры в качестве системы надзорных органов sui generis. При решении данного вопроса были рассмотрены три фактора, определенные в ходе исследования: производный характер государственно-правового статуса органов прокуратуры (определение полномочий по усмотрению законодателя); исторически сложившаяся системная связь прокурорского надзора с институтом верховной власти;  надзор за законностью и обоснованностью осуществления властных полномочий другими органами государства как отличительный признак прокуратуры в государственном механизме России.}, annote = {Несмотря на многовековую историю российского прокурорского надзора, в юридической науке нет единства мнений о государственно-правовом статусе органов прокуратуры и их месте в механизме государства. Законодательство Российской империи, СССР и Российской Федерации не дает прямого ответа на вопрос о принадлежности прокуратуры к органам государственной власти или к государственным органам, что воспринимается многими учеными как повод для дискуссии. Высказываются взаимоисключающие суждения, что прокуратура является органом президентской, законодательной, исполнительной, судебной или контрольно-надзорной власти. Такое разнообразие мнений не может быть оправдано идеологическим плюрализмом и недопустимо с точки зрения правовой науки, поскольку основательной классификации правового явления должно предшествовать корректное определение его специфических и устойчивых характеристик, которые имеются у органов прокуратуры с их многовековой историей и могут быть четко установлены. Правильное решение этого вопроса имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Во-первых, от этого зависит включение прокуратуры в отношения внутри системы разделения властей (или исключение из них). Во-вторых, это влияет на конституционно-правовую природу органов прокуратуры, от которой зависят общие векторы и параметры дальнейшего развития надзорного института. Применение к поставленному вопросу базисных положений теории государства, а также исследование исторических трансформаций прокуратуры в системе российского государства показало, что давно устоявшийся законодательный подход может рассматриваться вовсе не как молчание законодателя, а как вполне закономерное решение о статусе прокуратуры в качестве системы надзорных органов sui generis. При решении данного вопроса были рассмотрены три фактора, определенные в ходе исследования: производный характер государственно-правового статуса органов прокуратуры (определение полномочий по усмотрению законодателя); исторически сложившаяся системная связь прокурорского надзора с институтом верховной власти;  надзор за законностью и обоснованностью осуществления властных полномочий другими органами государства как отличительный признак прокуратуры в государственном механизме России.} }