@ARTICLE{26583261_824150448_2023, author = {Н. А. Поветкина and Ю. В. Леднева}, keywords = {, субсидия, возврат субсидии, получатель, бюджетное законодательство, Бюджетный кодекс, судебная практика, публичный интересбаланс интересов}, title = {Бюджетные субсидии: конфликт публичного и частного}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2023}, number = {1}, pages = {46-69}, url = {https://law-journal.hse.ru/2023--1/824150448.html}, publisher = {}, abstract = {Неоднозначность толкования норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления размера субсидии, подлежащей возврату в случае нарушения юридическими лицами порядка и условий ее предоставления, привела к изменению подзаконного правотворчества и судебного правоприменения. Вектор сместился с требования о возврате всей суммы полученной субсидии на требование о ее возврате в части, соответствующей выявленному нарушению. Такая трансформация правотворчества и правоприменения привела к нарушению публичных интересов в финансовой сфере, заключающихся в том, чтобы средства бюджетов публично-правовых образований расходовались адресно, по целевому назначению, и соответственно чтобы субсидия как форма государственной (муниципальной) поддержки выделялась именно тем лицам, которые соответствуют установленным в нормативных актах требованиям. Предметом исследования являются правоотношения по возврату субсидий юридическими лицами, которые нарушили порядок и условия предоставления субсидии, а также возникающие в связи с этим правовые коллизии и конфликты. Цель исследования: определить, соблюден ли баланс частных и публичных интересов действующим правовым регулированием отношений по возврату субсидий юридическими лицами. В процессе разработки проблемы использованы следующие специальные методы исследования: формально-юридический, юридико-технический и историко-правовой, а также общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция и др. На основе анализа судебной практики арбитражных судов и нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия представления субсидий, авторами сделан вывод о нарушении публичного интереса действующим регулированием возврата субсидий в бюджет, допускающим частичный возврат субсидии Сформулированы предложения по внесению изменений в Бюджетный кодекс и подзаконные нормативные акты в целях достижения правовой определенности и однозначности законодательных установлений, формирования единой судебной практики. Неотъемлемым обоснованием сделанного авторами вывода является подробное исследование наиболее показательных судебных решений, подтверждающих спорное, неоднозначное, «порочное» регулирование порядка возврата в бюджет субсидий юридическими лицами.}, annote = {Неоднозначность толкования норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установления размера субсидии, подлежащей возврату в случае нарушения юридическими лицами порядка и условий ее предоставления, привела к изменению подзаконного правотворчества и судебного правоприменения. Вектор сместился с требования о возврате всей суммы полученной субсидии на требование о ее возврате в части, соответствующей выявленному нарушению. Такая трансформация правотворчества и правоприменения привела к нарушению публичных интересов в финансовой сфере, заключающихся в том, чтобы средства бюджетов публично-правовых образований расходовались адресно, по целевому назначению, и соответственно чтобы субсидия как форма государственной (муниципальной) поддержки выделялась именно тем лицам, которые соответствуют установленным в нормативных актах требованиям. Предметом исследования являются правоотношения по возврату субсидий юридическими лицами, которые нарушили порядок и условия предоставления субсидии, а также возникающие в связи с этим правовые коллизии и конфликты. Цель исследования: определить, соблюден ли баланс частных и публичных интересов действующим правовым регулированием отношений по возврату субсидий юридическими лицами. В процессе разработки проблемы использованы следующие специальные методы исследования: формально-юридический, юридико-технический и историко-правовой, а также общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция и др. На основе анализа судебной практики арбитражных судов и нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия представления субсидий, авторами сделан вывод о нарушении публичного интереса действующим регулированием возврата субсидий в бюджет, допускающим частичный возврат субсидии Сформулированы предложения по внесению изменений в Бюджетный кодекс и подзаконные нормативные акты в целях достижения правовой определенности и однозначности законодательных установлений, формирования единой судебной практики. Неотъемлемым обоснованием сделанного авторами вывода является подробное исследование наиболее показательных судебных решений, подтверждающих спорное, неоднозначное, «порочное» регулирование порядка возврата в бюджет субсидий юридическими лицами.} }