@ARTICLE{26583261_516502481_2021, author = {И. В. Ирхин}, keywords = {, европейское право, принцип субсидиарности, механизм раннего предупреждения, государства-члены ЕС, национальные парламенты, региональные легислатуры, фрагментарностьфакультативность}, title = {Раннее предупреждение как инструмент контроля принципа субсидиарности в законодательном процессе Европейского союза (региональное измерение)}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2021}, number = {3}, pages = {208-230}, url = {https://law-journal.hse.ru/2021--3/516502481.html}, publisher = {}, abstract = {Предметом исследования являются правовые положения, регламентирующие институциональную архитектуру механизма раннего предупреждения как инструмента контроля принципа субсидиарности в Европейском союзе (далее — ЕС). Цель исследования — анализ публично-правовых средств, способных усовершенствовать формулы (модели) участия региональных парламентов в механизме раннего предупреждения, чтобы сократить демократический дефицит, вызванный особенностями «схемы дислокации» различных акторов ЕС. Методологический аппарат статьи сформирован на основе формально-юридического, сравнительно-правового, исторического, системно-структурного и герменевтического методов, а также методов анализа, синтеза, дедукции, индукции. В рамках исследования рассмотрены особенности и проблемы регулирования в европейском праве режима участия региональных легислатур в проверке соответствия законодательных предложений ЕС принципу субсидиарности. Акцентировано внимание на отсутствии определения понятия «региональный парламент с законодательными полномочиями», на обусловленной данной дефиницией коллизионной составляющей (на примере Италии). Подчеркивается проблематика эффективности механизма раннего предупреждения, детерминированная необходимостью учета принципов пропорциональности и наделения компетенцией при проверке соответствия законодательного проекта ЕС принципу субсидиарности. Особое внимание уделяется диспозитивной формуле реализации прав и обязанностей при проведении национальными парламентами консультаций с региональными легислатурами. Указан факультативный характер обязанности региональных парламентов проводить проверки соответствия законопроекта ЕС принципу субсидиарности. Подчеркивается, что отсутствие рамочной унифицированной модели организации и консультаций с региональными парламентами в рамках механизма раннего предупреждения предопределяет формирование множественных вариативных практик правового регулирования в рамках гомогенной по сути институциональный структуры данного механизма. Рассмотрены применяющиеся в праве государств-членов ЕС подходы к регламентации участия региональных парламентов в механизме раннего предупреждения. Уделено внимание вопросам дифференциации возможностей участия региональных парламентовв оценке соответствия законодательных предложений ЕС принципу субсидиарностив зависимости от модификаций порядка формирования верхних палат национальныхпарламентов. Сформулирован вывод, что региональное измерение механизма ранне-го предупреждения характеризуются фрагментарной (дискретной) и факультативной(диспозитивной) формами реализации. Сделано заключение, что конституционно-правовой статус региональных легислатур в рамках механизма раннего предупрежде-ния характеризуется ограниченными ресурсными возможностями.Для цитирования: Ирхин И.В. Раннее предупреждение как инструмент контроля принципа субсидиарности в законодательном процессе Европейского союза (региональное измерение) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3. С. 208-230. УДК: 347 DOI: 10.17323/2072-8166.2021.3.208.230}, annote = {Предметом исследования являются правовые положения, регламентирующие институциональную архитектуру механизма раннего предупреждения как инструмента контроля принципа субсидиарности в Европейском союзе (далее — ЕС). Цель исследования — анализ публично-правовых средств, способных усовершенствовать формулы (модели) участия региональных парламентов в механизме раннего предупреждения, чтобы сократить демократический дефицит, вызванный особенностями «схемы дислокации» различных акторов ЕС. Методологический аппарат статьи сформирован на основе формально-юридического, сравнительно-правового, исторического, системно-структурного и герменевтического методов, а также методов анализа, синтеза, дедукции, индукции. В рамках исследования рассмотрены особенности и проблемы регулирования в европейском праве режима участия региональных легислатур в проверке соответствия законодательных предложений ЕС принципу субсидиарности. Акцентировано внимание на отсутствии определения понятия «региональный парламент с законодательными полномочиями», на обусловленной данной дефиницией коллизионной составляющей (на примере Италии). Подчеркивается проблематика эффективности механизма раннего предупреждения, детерминированная необходимостью учета принципов пропорциональности и наделения компетенцией при проверке соответствия законодательного проекта ЕС принципу субсидиарности. Особое внимание уделяется диспозитивной формуле реализации прав и обязанностей при проведении национальными парламентами консультаций с региональными легислатурами. Указан факультативный характер обязанности региональных парламентов проводить проверки соответствия законопроекта ЕС принципу субсидиарности. Подчеркивается, что отсутствие рамочной унифицированной модели организации и консультаций с региональными парламентами в рамках механизма раннего предупреждения предопределяет формирование множественных вариативных практик правового регулирования в рамках гомогенной по сути институциональный структуры данного механизма. Рассмотрены применяющиеся в праве государств-членов ЕС подходы к регламентации участия региональных парламентов в механизме раннего предупреждения. Уделено внимание вопросам дифференциации возможностей участия региональных парламентовв оценке соответствия законодательных предложений ЕС принципу субсидиарностив зависимости от модификаций порядка формирования верхних палат национальныхпарламентов. Сформулирован вывод, что региональное измерение механизма ранне-го предупреждения характеризуются фрагментарной (дискретной) и факультативной(диспозитивной) формами реализации. Сделано заключение, что конституционно-правовой статус региональных легислатур в рамках механизма раннего предупрежде-ния характеризуется ограниченными ресурсными возможностями.Для цитирования: Ирхин И.В. Раннее предупреждение как инструмент контроля принципа субсидиарности в законодательном процессе Европейского союза (региональное измерение) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3. С. 208-230. УДК: 347 DOI: 10.17323/2072-8166.2021.3.208.230} }