|
2020. №4
|
Правовая мысль: история и современность
|
4–24
|
Цель исследования заключается в выявлении роли и значения юридической ответственности как средства предупреждения негативных явлений общественной жизни с позиции ее понимания как целостного правового явления, включающего позитив-ный и негативный аспекты реализации. Предметом исследования является эволюцияпонятия и значения юридической ответственности, правовые нормы, закрепляющие юридическую ответственность. В статье анализируется эволюция понимания явлениясоциальной ответственности в целом и юридической, в частности. Выявлены харак-терные признаки социальной ответственности и установлены взаимосвязи с отдель-ным ее видом, а именно, с ответственностью юридической. Показана роль юридической ответственности в качестве средства предупреждения девиантного поведения.Приведены доводы, доказывающие наличие в правовой системе России не только негативной юридической ответственности за нарушения правовых норм, но также ипозитивной составляющей данного явления. Обосновывается зависимость предупреждения правонарушений не сколько от действия негативной юридической ответственности, сколько от позитивной ответственности. Высказывается мнение, что противоположности проявлений юридической ответственности могут быть представлены в виде парных категорий. Подобная парность является выражением противоречивого характера каждого проявления ответственности. Доказана необходимость дальнейшего исследования позитивной юридической ответственности в контексте предупреждения правонарушений различными способами правового регулирования. Устанавливается ряд важнейших функций системы юридической ответственности. Затрагивается проблема юридической ответственности государственных органов.Авторы полагают, что от эффективности ответственности зависит функционирование ее видов, формирование правового государства, а в конечном счете и предупреждение правонарушений. Сделаны выводы о историческом характере нормативностипозитивной юридической ответственности, ее предопределенности всей правовой системой и необходимостью общественного развития. При этом превенция правoнарушений посредством позитивной юридической ответственности осуществляется«мягкими» способами и средствами. В контексте диалектического взаимодействия позитивной и негативной составляющих юридической ответственности делаются выводы о возможности позитивной ответственности предупреждать как правонарушения, так и негативную юридическую ответственность как таковую. Для цитирования: Малько А.В., Липинский Д.А., Маркунин Р.С. Юридическая ответственность как средство предупреждения правонарушений: актуальные проблемы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 4–24. УДК: 340.1; 347.1 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.4.24 |
Российское право: состояние, перспективы, комментарии
|
25–42
|
Равенство является важнейшим принципом взаимодействия и взаимоотношений между людьми, выступая при этом одним из основных социально-правовых регуляторов общественных отношений, отражая степень одинакового значения их субъектов для общества и государства, наличия у граждан равных прав, свобод и обязанностей, а также возможностей для их реализации. Принцип равных прав и свобод мужчин и женщин представляет собой один из наиболее показательных примеров наличия проблематики установления и реализации конституционного принципа равенства. Степень развития и реализации принципа равных прав и свобод мужчин и женщин представляет собой один из важнейших показателей правового государства, в котором человек вне зависимости от признака пола признается высшей ценностью. В статье на примере Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.03.2017, анализируется современное состояние принципа равных прав и свобод мужчин и женщин в России. Указанный правовой акт объективно и всесторонне раскрывает существующий этап развития принципа гендерного равенства, отражая имеющийся дисбаланс соответствующих отношений, в основе которого лежит представление о необходимости представления женщинам дополнительных прав и привилегий в целях преодоления исторически сложившегося стереотипа об их второстепенных ролях и значимости для общества. Автор статьи приходит к выводу о сохранении патерналистской модели отношения государства к женщинам, что создает предпосылки для нарушения принципа полового равенства в отсутствие необходимых для этого оснований. В то же время игнорирование законодателем необходимости совершенствования правового положения мужчин, в том числе и как лиц с семейными обязанностями, является причиной нарушения баланса прав и свобод мужчин и женщин. Важнейшей задачей, стоящей перед законодателем в целях осуществления принципа равных прав и свобод мужчин и женщин, является разработка и реализация государственной гендерной политики. Для цитирования: Зайков Д.Е. Принцип равных прав и свобод мужчин и женщин: современное состояние и перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 25–42. УДК: 342.7 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.25.42 |
|
43–77
|
Статья посвящена ключевым вопросам правового регулирования криптовалюты, возникавшим в России в 2015–2020 гг. в доктрине и судебной практике. Рассмотрена природа отношений по обладанию криптовалютой, место криптовалюты в системе объектов гражданских прав, соотношение категорий «криптовалюта», «деньги», «денежный суррогат». Установлена хронология нормативного урегулирования криптовалюты и отмечены основные вехи на этом пути. Проанализированы решения, предложенные законодателем, в сравнении с проблемами, возникающими в теории и практике. Цель исследования — определить проблемы правового урегулирования криптовалюты и оценить, как законодатель справился с соответствующими задачами. Первые две части статьи посвящены гражданско-правовым и финансово-правовым вопросам правового режима криптовалюты и предложенным вариантам их решения. Третья часть статьи посвящена проектам и принятым на их основе нормативным актам, регламентирующим правовой режим криптовалюты в России. Работа законодателя оценивается в соответствии с тем, какие задачи перед ним ставились и как они были решены. По итогам проделанной работы сделан вывод, что российский регулятор тяготеет к запретительной политике в отношении криптовалюты. Такая политика определяется как традициями регулирования соответствующего рынка, так и международными обязательствами России по линии ФАТФ. При этом полноценный политико-правовой анализ потенциального регулирования не проводился, рынок не оценивался, а альтернативные законопроекты на официальном уровне не рассматривались. Суды, которые могли в определенной степени взять на себя заполнение правового вакуума, от этой роли устранились, лишь констатируя правовую неопределенность в отношении криптовалюты. Следует ожидать, что в ближайшее время регулятор обратится к установлению санкций за нарушения нового законодательства, определит обязанности и запреты в сфере выпуска и оборота криптовалюты. После этого теоретическое обсуждение вопросов природы прав на криптовалюту и места криптовалюты в системе гражданских прав можно будет считать завершившимся. Для цитирования: Янковский Р.М. Криптовалюты в российском праве: суррогаты, «иное имущество» и цифровые деньги // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 43–77. УДК: 347 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.43.77 |
|
78–105
|
Статья посвящена сравнительному анализу законодательства и доктринальных взглядов правоведов различных стран о понятии и правовой природе смарт-контракта. Смарт-контракт — новый институт, связанный с использованием цифровых технологий, ранее не известный ни зарубежному, ни российскому праву. Авторы выявили пять различных точек зрения на понятие и правовую природу смарт-контракта. Аналогичная ситуация сложилась в законодательствах тех стран, которые включили в национальное право нормы о смарт-контрактах (США, Италия, Беларусь). Множество разнородных точек зрения на понятие и природу смарт-контракта, на способы их правового регулирования свидетельствует об отсутствии надлежащей правовой концепции смарт-контрактов, способную адекватно совместить как технические, так и правовые особенности рассматриваемого технико-правового явления. Целью работы является сравнительно-правовой анализ законодательства и доктрины различных стран для определения правовой природы смарт-контракта и обоснования предложений по совершенствованию законодательства и позволяющих устранить основные недостатки применения смарт-контракта на практике. Предметом является российское и иностранное законодательство о правовом регулировании гражданско-правовых отношений в киберпространстве в целом и на платформе блокчейн в частности, а также российская и иностранная доктрина в части правовых проблем применениясмарт-контрактов в гражданском обороте. Методы исследования: диалектический,формально-логический, функциональный и другие общенаучные методы исследова-ния, а также специально-юридические методы: формально-логический и сравнитель-но-правовой. Результаты исследования: вне правового регулирования смарт-контрактявляется обычной компьютерной программой, которая не может иметь правовой при-роды, оставаясь техническим решением, инновацией в сфере компьютерных техноло-гий. В праве смарт-контракт может использоваться для разных целей, в том числе дляприменения в договорной практике. При использовании смарт-контракта в договор-ной практике необходимо разграничивать компьютерную программу и само правоот-ношение, т.е. договор. Право может регулировать только договорные отношения приучете технических особенностей компьютерной программы, которая неизбежно меня-ет договорные отношения. В зависимости от целей правового регулирования смарт-контракт может использоваться либо как способ исполнения традиционного договора,заключенного в письменной или устной форме, либо как особая несамостоятельнаядоговорная конструкция, которую невозможно заключить отдельно от соответствую-щего договора. Для цитирования: Ефимова Л.Г., Михеева И.В., Чуб Д.В. Сравнительный анализ доктринальных концепций правового регулирования смарт-контрактов в России и в зарубежных странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 78–105. УДК: 347.4 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.78.105 |
|
106–128
|
С началом ХХI века в компаниях, ведущих бизнес в различных странах мира, началось активное внедрение антикоррупционного комплаенса. Данный процесс не оставил в стороне и российские, в первую очередь крупные компании. Под их влиянием антикоррупционные политики и процедуры постепенно стали приниматься и компаниями, относящимися к среднему и малому бизнесу. Не умаляя роли антикоррупционного комплаенса как механизма защиты компаний от коррупционных преступлений и правонарушений, авторы отмечают, что многие крупнейшие международные компании, вкладывающие огромные ресурсы в создание комплаенс-программ, их руководители и сотрудники оказываются вовлечены в совершение коррупционных деяний и подвергаются уголовному преследованию. На основании исследования авторы приходят к выводу, что антикоррупционный комплаенс не должен сводиться к набору управленческих процессов и формальных стандартов. Необходимо содержательное наполнение антикоррупционных комплаенс-программ и обучение сотрудников компаний, нацеленное на предотвращение коррупционных деяний. В статье выдвигается и обосновывается идея создания междисциплинарной концепции антикоррупционного комплаенса в России, основанной на использовании достижений наук международного права, уголовного права, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности. Авторами предложено собственное определение антикоррупционного комплаенса, дана его общая характеристика, рассмотрены причины внедрения в корпоративные практики.Проанализированы особенности правового регулирования и тенденции внедрения ан-тикоррупционного комплаенса в России. Предпринята попытка институционализациипонятийного аппарата, таких взаимосвязанных в контексте формируемой концепциинаучных категорий, как коррупционное преступление, преступление коррупционнойнаправленности, коррупционный риск. Междисциплинарная концепция антикоррупци-онного комплаенса должна лечь в основу стандартов и рекомендаций для российскихкомпаний, корпоративных политик и процедур, методических рекомендаций для судейи сотрудников правоохранительных органов, а также программ обучения и повышенияквалификации по вопросам антикоррупционного комплаенса. Концепция может такжеиспользоваться для развития антикоррупционного сотрудничества в рамках БРИКС и Евразийского экономического союза. Для цитирования: Гармаев Ю.П., Иванов Э.А., Маркунцов С.А. О формировании антикоррупционного комплаенса в Российской Федерации // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 106–128. УДК: 341; 343 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.106.128 |
|
129–164
|
Развитие системы гражданского судопроизводства требует последовательного принятия мер, обеспечивающих эффективную судебную защиту прав и законных интересов граждан, организаций и государства. Нередко такие меры концентрируются в рамках масштабных судебных реформ, заявленной целью которых становится повышение результативности правосудия и минимизация временных и финансовых его издержек. Вместе с тем оценка эффективности судебной деятельности предполагает не только экспертные суждения, но в большей степени верифицируемый анализ критериев и квантифицируемых показателей. Их применение позволяет оптимизировать управленческое воздействие, рационализировать выбор наиболее действенных процессуальных средств защиты прав и свобод граждан, повысить экономичность процессуальной деятельности и всей системы гражданской юрисдикции. При этом произвольное включение тех или иных признаков в число критериев эффективности судебной деятельности порождает необоснованный субъективизм в ее практических оценках, формулировании итоговых выводов. В работе критически осмыслены предложенные отдельными учеными и Европейской комиссией по эффективности правосудия подходы и методики оценки качественных характеристик и измерения количественных параметров гражданского судопроизводства, оценки результативности и экономичности правосудия по гражданским делам. Автором предложен собственный подход к пониманию критериев эффективности судопроизводства как признаков, применением которых оценивается степень реализации цели. Им разработана система таких критериев, определены базовые подходы к формированию показателей действенности гражданского судопроизводства, требования к ним, сформулирована система возможных показателей, которые могут найти применение в аналитических исследованиях. С применением методов аналитической юриспруденции, экономического анализа права и социологии права выдвинуты критерии и показатели, комплексно определяющие эффективность судопроизводства, процессуального права, обращения в суд и самого судебного разбирательства, судебного решения и проверочных производств. Реализация предложенных автором подходов позволит учесть не только организационные и правовые параметры судебной системы, но также социальные и экономические результаты гражданского судопроизводства, оценить его социальную результативность, стимулировать достижение целей судебной защиты с минимально необходимыми издержками. Для цитирования: Курочкин С.А. Критерии и показатели эффективности гражданского судопроизводства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 129– 154. УДК: 347 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.129.154 |
|
165–180
|
Статья посвящена исследованию нового для российского законодательства вида социальной поддержки населения — приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов. Выявлено, что рост доли пожилых граждан в структуре населения, прогнозируемое увеличение продолжительности жизни ставит государство перед необходимостью поиска новых гибких форм устройства пожилых граждан и инвалидов. Активная форма социальной помощи в виде создания специализированных государственных учреждений более не обеспечивает должного уровня ухода, не позволяет учесть индивидуальные особенности и предпочтения нуждающихся, а продолжение ее оказания в будущем лишь увеличит нагрузку на государственный бюджет. Признанной (в том числе на международном уровне) формой устройства, способной удовлетворить потребности этой категории граждан, является семья. Целью статьи является анализ социально-демографической и культурологической проблематики семейных форм ухода за пожилыми и инвалидами,правового регулирования этих вопросов в России и за рубежом. Данное исследование,проведенное с использованием общенаучных методов и методов юридической науки(формально-юридический, сравнительно-правовой и др.), позволило сформулироватьнесколько выводов. Проблема недостаточности форм устройства и ухода за пожилы-ми и инвалидами может быть охарактеризована как цивилизационная, культурно обу-словленная. Распад традиционных форм жизни и хозяйствования происходит наряду спереходом к новому типу семейной культуры — нуклеарной семье. Данный тип семьи непредполагает совместного проживания нескольких поколений, а значит, и ухода члена-ми семьи за пожилыми и инвалидами, что вынуждает государства к поиску и развитиюновых форм устройства нуждающихся. Организационной формой, получившей наи-большее распространение в зарубежной практике, стала приемная семья для пожилыхи инвалидов. Эта форма возникает на основании договора о помещении нуждающегосяв приемную семью с возложением обязательств по уходу за ним на опекуна. При этомгосударство полностью или частично возмещает расходы опекуна и контролирует до-бросовестность выполнения опекуном обязательств. Похожая практика все чаще встре-чается и в региональном российском законодательстве, что позволяет сделать вывод онеобходимости закрепления этой конструкции в федеральном законе. Для цитирования: Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.Ф. Перспективы приемной семьи для пожилых и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодательства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 151–180. УДК: 349 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.155.180 |
|
181–183
|
The article discusses legal issues involved in protecting environment from pollution by waste generated by production and consumption; it explains problems are common to most post-Soviet states. Waste from production and consumption is a global problem and requires solutions at an international level. The article builds on studies of the legal basis for managing waste in order to avert harmful effects on human health and environment, as well as to keep that waste circulating in the economy as an additional source of raw materials. The authors analyze effectiveness of administrative methods for preventing pollution and elucidate the differences in the powers of federal, regional and local authorities in these matters. They conclude that all the authorities should improve coordination of their efforts to protect environment from all types of waste. The article provides an assessment of municipal solid waste management reform, often referred to as “waste reform”, that came into force in Russia on 1 January 2019. This reform attempted a radical change in the principles and methods for collecting, sorting, processing and disposing of waste. It also envisaged creating a new household culture in society and improving environmental well-being. The authors critique content of the reform and note both its positive and negative aspects. One significant drawback is the high cost of this reform, which is borne mainly by population at large, and is producing vigorous popular discontent. The negative financial consequences of the reform for citizens can be reduced by arranging an effective system of environmental payments, including payments for pollution from production and consumption waste following the principle that polluter should pay. In Russia, economic regulation for preventing environmental pollution from production and consumption waste is centered on setting fees for negative environmental impacts when disposing of waste and charging recycling and ecological fees that are paid by organizations and individuals. The authors contend that, despite its steady improvement, current system of environmental payments is ineffective in achieving environmental objectives, and they regard the system of environmental payments as primarily a tool of state fiscal policy. To promote low-waste production, fiscal mechanisms for encouraging use of waste and secondary resources should be developed. As things stand, the state is to take responsibility for handling severe environmental degradations affecting a number of regions in the Russian Federation due to pollution of the environment waste from production and consumption. Specific public authorities are empowered to arrange the regulatoryframework in these matters, to organize effective control over law enforcement, and to provideadministrative and financial monitoring of state environmental programs. |
Право в современном мире
|
194–215
|
Клаузула rebus sic stantibus известна в теории международного права и позволяет сторонам соглашения отойти от их обязательств в строго определенных обстоятельствах. Большинство исследователей рассматривает данную клаузулу в основном в праве международных договоров и гражданском праве. Применительно к международным обычаям о ее роли редко можно услышать в доктрине международного права. Вместе с тем клаузула занимает важное место в праве международных обычаев. По мнению автора, следует придерживаться подхода, согласно которому clausula rebus sic stantibus является принципом права общим как для внутригосударственного, так и для международного права. Под воздействием Венских конвенций, посвященных праву международных договоров, в результате полувековой практики применения их положений к этой клаузуле данный принцип нашел отражение в обычной норме международного права, общей для права международных договоров и права международных обычаев. Соответствующая специальная обычная норма международного права об указанной клаузуле применительно к международным обычаям к настоящему времени не сформировалась. В практике межгосударственных отношений необходимо использовать общую обычную норму международного права относительно данной клаузулы с учетом особенностей, характерных для международного обычая. К основным особенностям коренного изменения обстоятельств, составляющих основание согласия сторон на обязательность международного обычая, позволяющего сторонам отойти от своих обязательств, можно отнести: исключительный и объективный характер таких обстоятельств; возникающее в ходе таких изменений противоречие между практикой, лежащей в основе международного обычая, и закономерностями общественного развития, потребностями развития межгосударственных отношений, общими интересами государств. К основным последствиям изменения обстоятельств, которые коренным образом меняют сферу действия обязательств по международному обычаю, все еще подлежащих выполнению, можно отнести: исчезновение или невозможность осуществления цели, достижение которой стороны имели в виду, вступая в соответствующие правоотношения; неоправданные обременения, на которые сторона, связанная международным обычаем, не рассчитывала, признавая соответствующий международный обычай (включая возникновение угрозы жизненно важным интересам этой стороны). Этот подход целесообразно использовать при толковании и применении общей обычной нормы международного права применительно к международным обычаям. Для цитирования: Ромашев Ю.С. Клаузула rebus sic stantibus в праве международных обычаев // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 194–215. УДК: 341 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.194.215 |
|
216–239
|
Правовое регулирование освоения ресурсов морских пространств Арктики осуществляется в соответствии как с международными договорами, так и с законодательством прибрежных государств. Международно-правовое регулирование добычи морских живых ресурсов осуществляется на универсальном, региональном и локальном уровнях. Региональных международных договоров, направленных на регулирование добычи морских живых ресурсов, действие которых распространялось бы на все морские пространства Арктики либо на акваторию Северного Ледовитого океана, нет. К числу универсальных международных договоров относится ряд договоров, регулирующих правовой режим морских пространств, в рамках которых закреплены нормы, регулирующие добычу морских живых ресурсов в регулируемых ими видах морских пространств, а также договоры с иным предметом правового регулирования. Договоры субрегионального характера по вопросам добычи морских живых ресурсов в арктических морских пространствах можно разделить на договоры, регулирующие промысел видов морских живых ресурсов, обитающих в морских пространствах Арктики, и договоры, посвященные рыболовству в тех или иных морских пространствах, являющихся частями арктической акватории. Действие таких договоров распространяется, как правило, на определенные части акваторий Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов. Международные локальные договоры регулируют отношения по поводу добычи морских живых ресурсов между государствами, расположенными в непосредственной близости друг от друга и имеющие сопредельные морские пространства. Основным объектом соответствующих международных договоров являются общественные отношения между граничащими друг с другом государствами по поводу делимитации морских пространств. Каждое арктическое государство приняло законодательные акты по вопросам промысла морских живых ресурсов в данном регионе. Сотрудничество государств в данной сфере осуществляется как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Одной из наиболее важных проблем международно-правового регулирования промысла морских живых ресурсов является отсутствие международных договоров, которые могли бы быть направлены на регулирование промысла морских млекопитающих Арктики, за исключением немногочисленных договоров, применимых к арктическим морским пространствам на общих основаниях. Для цитирования: Авхадеев В.Р. Правовое регулирование освоения морских биоресурсов Арктики: нормы международного права и механизмы сотрудничества государств // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 216–239. УДК: 341 |
|
240–260
|
Авторами изучено правовое регулирование исследовательской мобильности в рамках Европейского исследовательского пространства, созданного в Европейском союзе, и Европейского пространства высшего образования, имеющего более широкий круг государств–участников Болонского процесса. Подчеркивается взаимосвязь правовых политик Евросоюза в научно-технической области, в сфере исследований, образования, а также свободного передвижения работников, и правовой политики в рамках Европейского пространства высшего образования, что придает исследовательской мобильности интегрированный характер. В качестве дополнительного подтверждения интегрированности служит правовое регулирование исследовательской мобильности в ЕС в отношении граждан третьих стран, многие из которых являются членами Европейского пространства высшего образования. Рассматриваются правовые акты ЕС, прямо или косвенно затрагивающие проблему международной мобильности исследователей, а также акты «мягкого права». Прослежено развитие данного направления правового регулирования, рассматривается «лимитированная» совместная компетенция Евросоюза в сфере научных исследований и «передвижения знаний», претендующей на статус «пятой» свободы, а также отмечается незначительная пока роль практики Суда ЕС в области мобильности ученых. Анализируются европейские правовые механизмы, опыт функционирования которых является необходимым подспорьем построения собственной модели обмена учеными, содействующей научному развитию стран Евразийского экономического союза. Авторы приходят к выводу, что опыт правового регулирования исследовательской мобильности в ЕС может быть использован Россией при формулировании предложений в области развития ЕАЭС при условии адаптации этого опыта к условиям евразийской интеграции. Адаптация рассмотренных механизмов также может использоваться в реализации Россией и ЕвросоюзомСоглашения о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г. Выявлена необхо-димость разработки в рамках Европейского пространства высшего образования реко-мендаций по академической и исследовательской мобильности, использующих опытправового регулирования мобильности в праве Европейского союза и учитывающихинтересы всех государств, участвующих в Болонском процессе, включая Россию. Для цитирования: Давлетгильдеев Р.Ш., Цыганцова С.И. Мобильность исследователей как проявление интегрированности правового регулирования в Европе // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 240–260. УДК: 341 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.240.260 |
|
|