@ARTICLE{26583261_381036911_2020, author = {Л. А. Новосёлова and О. Гринь}, keywords = {, интеллектуальная собственность, национальные стратегии, стратегическое планирование, административные барьеры, коммерциализация интеллектуальной собственностизащита интеллектуальной собственности}, title = {Формирование стратегий развития интеллектуальной собственности в целях преодоления административных барьеров}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2020}, number = {2}, pages = {4-27}, url = {https://law-journal.hse.ru/2020--2/381036911.html}, publisher = {}, abstract = {Рассматриваются проблемы, связанные с созданием и использованием в России такихинструментов стратегического планирования в сфере интеллектуальной собственно-сти, как национальные стратегии (программы). В исследовании применены различныеметоды эмпирического и теоретического познания, включая методы системного ана-лиза, формально-юридический, сравнительного правоведения, примевшихся с уче-том исторических условий, в которых функционирует право рассматриваемых стран.Одной из приоритетных задач, связанных с устранением правовых барьеров развитияинтеллектуальной собственности в России, является создание и реализация нацио-нальной стратегии в этой области. Основное внимание уделяется анализу опыта подго-товки документов стратегического планирования на примере государств, занимающихлидирующие позиции в области развития новых технологий и инновационной эконо-мики — КНР, США и Японии, а также государств СНГ. Помимо содержания стратегийрассматриваются организационные меры, направленные на их создание, исполнение,корректировку, контроль исполнения. Установлено, что при различающемся подходек формированию содержания стратегий они тем не менее позволяют решать задачусоздания институциональной среды для творчества и инноваций. Рассматриваютсяперспективы создания и реализации соответствующей стратегии в России. В ходеизучения проектов программных документов выявлено, что они не решают задачиопределения единой государственной политики, а создаются ситуативно, не являют-ся комплексными и содержат серьезные противоречия. В качестве административныхпрепятствий созданию национальной стратегии развития интеллектуальной собствен-ности указывается ведомственный подход, отсутствие общественного обсуждения недостаточное внимание правительства к организации этой работы. Сформулированыпредложения по изменению процедуры подготовки национальной стратегии, опреде-лению порядка ее принятия, расширению направлений, которые должны быть в нейотражены, а также по организации контроля над ее исполнением.Для цитирования: Новоселова Л.А., Гринь О.С. Формирование стратегий развития интеллектуальной собственности в целях преодоления административных барьеров // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2. С. 4-27. УДК: 347 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.2.4.27}, annote = {Рассматриваются проблемы, связанные с созданием и использованием в России такихинструментов стратегического планирования в сфере интеллектуальной собственно-сти, как национальные стратегии (программы). В исследовании применены различныеметоды эмпирического и теоретического познания, включая методы системного ана-лиза, формально-юридический, сравнительного правоведения, примевшихся с уче-том исторических условий, в которых функционирует право рассматриваемых стран.Одной из приоритетных задач, связанных с устранением правовых барьеров развитияинтеллектуальной собственности в России, является создание и реализация нацио-нальной стратегии в этой области. Основное внимание уделяется анализу опыта подго-товки документов стратегического планирования на примере государств, занимающихлидирующие позиции в области развития новых технологий и инновационной эконо-мики — КНР, США и Японии, а также государств СНГ. Помимо содержания стратегийрассматриваются организационные меры, направленные на их создание, исполнение,корректировку, контроль исполнения. Установлено, что при различающемся подходек формированию содержания стратегий они тем не менее позволяют решать задачусоздания институциональной среды для творчества и инноваций. Рассматриваютсяперспективы создания и реализации соответствующей стратегии в России. В ходеизучения проектов программных документов выявлено, что они не решают задачиопределения единой государственной политики, а создаются ситуативно, не являют-ся комплексными и содержат серьезные противоречия. В качестве административныхпрепятствий созданию национальной стратегии развития интеллектуальной собствен-ности указывается ведомственный подход, отсутствие общественного обсуждения недостаточное внимание правительства к организации этой работы. Сформулированыпредложения по изменению процедуры подготовки национальной стратегии, опреде-лению порядка ее принятия, расширению направлений, которые должны быть в нейотражены, а также по организации контроля над ее исполнением.Для цитирования: Новоселова Л.А., Гринь О.С. Формирование стратегий развития интеллектуальной собственности в целях преодоления административных барьеров // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 2. С. 4-27. УДК: 347 DOI: 10.17323/2072-8166.2020.2.4.27} }