Романовская О. В.
Деконцентрация публичного управления: право и административная реформа
2019.
№ 1.
С. 4–24
[содержание номера]
Развитие государственных институтов происходит под давлением многих факторов,среди которых — глобализация экономики, интернационализация права, информа-тизация общественной и личной жизни. Они заставляют государство заниматься по-иском новых моделей публичного управления. Либертарианство, разработанное из-вестными учеными-экономистами Ф. Хайеком, М. Фридманом, Р. Талером и другими,предлагает уйти от классического понимания роли государства и сосредоточитьсяна активном внедрении некоторых форм деконцентрации власти: дерегулировании,сорегулировании, саморегулировании, квази-регулировании. Административная ре-форма, проводимая в Российской Федерации, использует практически все названныеформы. В статье показан опыт их применения в правотворческой и правопримени-тельной практике. Доказано, что многие выводы, сформулированные в зарубежнойюридической науке о сорегулировании и саморегулировании, могли быть использо-ваны в российском законодательстве. Выделены критерии, которым должен отвечатьпроцесс деконцентрации государственной власти: предъявление требований к инсти-туциональной основе форм деконцентрации; субсидиарность на всех стадиях управ-ленческого процесса, включающая свободу и ответственность обеих сторон; транспа-рентность системы, обеспечивающая общественный контроль; индикативность всехучастников управленческого процесса: каждый должен понимать последствия той илииной формы деконцентрации власти; идеологическое сопровождение (обоснованиедеконцентрации и пропаганду ее достижений). Сделан вывод об отсутствии системно-сти административной реформы в России. Ее основой служит Указ Президента России2003 г., не нашедший развития в последующих базовых актах. Государство сделалопопытку создания квазиминистерства в виде государственной корпорации «Росатом»,последовательно критикуя при этом форму, однако одновременно создавая публич-но-правовые и публичные компании. Государство экспериментирует со внедрениемпреференциальных административных режимов, используя индивидуальный подходпри принятии законов о отдельных участниках управленческого процесса (медицин-ский кластер, порт «Владивосток» и др.). Каждый такой опыт не подтвержден проду-манной концепцией реформы государственного управления, адаптированной к меня-ющейся экономической ситуации.
Для цитирования: Романовская О.В. Деконцентрация публичного управления: право и административная реформа // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 4–24. УДК: 342.92 DOI: 10.17-323/2072-8166.2019.1.4.24
Для цитирования: Романовская О.В. Деконцентрация публичного управления: право и административная реформа // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 4–24. УДК: 342.92 DOI: 10.17-323/2072-8166.2019.1.4.24
Библиографическое описание:
Романовская О.В. Деконцентрация публичного управления: правои административная реформа // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1.С. 4–24.
Ключевые слова:
власть;
государственное управление;
деконцентрация;
делегирование;
саморегулирование;
сорегулирование