@ARTICLE{26583261_231547675_2018, author = {А. Емельянов}, keywords = {}, title = {Реформирование бюджетной системы Российской Федерациии его особенности в сложно устроенных субъектах: формирование нормативно-правовой основы}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2018}, number = {4}, pages = {93-111}, url = {https://law-journal.hse.ru/2018--4/231547675.html}, publisher = {}, abstract = {Переход России в начале 90-х годов прошлого века к рыночным отношениям и совре-менным принципам организации публичной власти существенно изменил содержа-ние государственного планирования, но не упразднил его. Даже в самые кризисные1990-1993 годы процесс социально-экономического планирования на уровне Прави-тельства Российской Федерации развивался более чем интенсивно. За эти годы былопринято более 100 государственных программ различного рода. Начиная с принятияи вступления в силу ныне действующего Бюджетного кодекса Российской Федера-ции, основной акцент в этом вопросе был сделан на реформировании бюджетной си-стемы. Ее основным направлением стало внедрение программно-целевого подхода,предполагающего интеграцию финансового и социально-экономического планиро-вания, обеспечение единства целеполагания на его кратко-, средне- и долгосрочномуровнях. Реформирование бюджетной системы России осуществляется на трех уров-нях: федеральном, региональном и местном. Особенностью второго является то, чтов 1990-х годах сформировался правовой феномен сложноустроенного субъекта феде-рации, требующий особого подхода к вопросам организации и осуществления бюд-жетного планирования. В первое десятилетие текущего века была предпринята по-пытка преодолеть данную проблему посредством укрупнения субъектов федерации,осуществлявшееся путем присоединения автономных округов к краям и областям, всостав которых они входили. Однако в силу ряда причин этого не сделали в отноше-нии Тюменской области, входящих в ее состав Ханты-Мансийского автономного окру-га — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Архангельской области ивходящего в ее состав Ненецкого автономного округа. Начало формирования уникаль-ного правового механизма взаимодействия указанных регионов в бюджетной сфереотносится к 1990-м годам. Его научное осмысление тем ценнее, что именно он до на-стоящего времени в существенной степени обеспечивает стабильность российскойэкономики и бюджетной системы.}, annote = {Переход России в начале 90-х годов прошлого века к рыночным отношениям и совре-менным принципам организации публичной власти существенно изменил содержа-ние государственного планирования, но не упразднил его. Даже в самые кризисные1990-1993 годы процесс социально-экономического планирования на уровне Прави-тельства Российской Федерации развивался более чем интенсивно. За эти годы былопринято более 100 государственных программ различного рода. Начиная с принятияи вступления в силу ныне действующего Бюджетного кодекса Российской Федера-ции, основной акцент в этом вопросе был сделан на реформировании бюджетной си-стемы. Ее основным направлением стало внедрение программно-целевого подхода,предполагающего интеграцию финансового и социально-экономического планиро-вания, обеспечение единства целеполагания на его кратко-, средне- и долгосрочномуровнях. Реформирование бюджетной системы России осуществляется на трех уров-нях: федеральном, региональном и местном. Особенностью второго является то, чтов 1990-х годах сформировался правовой феномен сложноустроенного субъекта феде-рации, требующий особого подхода к вопросам организации и осуществления бюд-жетного планирования. В первое десятилетие текущего века была предпринята по-пытка преодолеть данную проблему посредством укрупнения субъектов федерации,осуществлявшееся путем присоединения автономных округов к краям и областям, всостав которых они входили. Однако в силу ряда причин этого не сделали в отноше-нии Тюменской области, входящих в ее состав Ханты-Мансийского автономного окру-га — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Архангельской области ивходящего в ее состав Ненецкого автономного округа. Начало формирования уникаль-ного правового механизма взаимодействия указанных регионов в бюджетной сфереотносится к 1990-м годам. Его научное осмысление тем ценнее, что именно он до на-стоящего времени в существенной степени обеспечивает стабильность российскойэкономики и бюджетной системы.} }