@ARTICLE{26583261_204343755_2017, author = {К. С. Ючинсон}, keywords = {}, title = {Большие данные и законодательство о конкуренции}, journal = {Право. Журнал Высшей школы экономики}, year = {2017}, number = {1}, pages = {216-245}, url = {https://law-journal.hse.ru/2017--1/204343755.html}, publisher = {}, abstract = {Расширение доступа к сети Интернет в глобальном масштабе и кратный рост вычислительных мощностей привели к распространению бизнес-моделей, строящихся на сборе и обработке массивовданных — «Big Data». С развитием интеллектуального анализа данных и машинного обучения компании могут предлагать потребителям решения под их индивидуальные потребности и обратную связь с пользователями. Передовые алгоритмы самообучения позволяют найти точную искомую информацию при онлайн-поиске в кратчайшее время. Однако наряду с огромными преимуществами использование Больших Данных имеет и серьезные недостатки. Недавние громкие сделки слияния и поглощения на цифровых и Интернет-рынках подняли вопрос о воздействии объединения иприобретения контроля над большими массивами данных на конкуренцию. Действительно, компании могут использовать передовые компьютерные технологии для координации деловых практик,навязывания потребителям неправомерных условий, использования расширения рыночной власти для повышения цен и даже для возможного закрытия рынка для новых конкурентов. Сетевыеэффекты на основе данных проявляют тенденцию к устойчивости, что позволяет действующимучастникам рынка закрепить свои позиции, как только будет достигнута критическая масса пользователей. Компенсируют ли преимущества Больших Данных общественные издержки, зависит втом числе от того, как антимонопольные органы и регуляторы будут реагировать на новые вызовыцифровой экономики. Либо будут формироваться все более конкурентные, состязательные и дина-мично развивающиеся рынки, где преобладают эффективность и инновации; либо последует эко-номическая концентрация, ведущая к злоупотреблениям рыночной властью и к стагнации. В ста-тье предлагается определение «Больших Данных» и описываются основные типы воздействующихсубъектов и топология рынка «экосистемы Больших Данных». Выявлены возможные конкурентныепроблемы в связи с использованием Больших Данных и проанализировано их потенциальное воз-действие на результативность инструментов содействия конкуренции и на основные направленияработы антимонопольных органов: борьбу с картелями, оценку злоупотребления доминированиеми контроль над слияниями.}, annote = {Расширение доступа к сети Интернет в глобальном масштабе и кратный рост вычислительных мощностей привели к распространению бизнес-моделей, строящихся на сборе и обработке массивовданных — «Big Data». С развитием интеллектуального анализа данных и машинного обучения компании могут предлагать потребителям решения под их индивидуальные потребности и обратную связь с пользователями. Передовые алгоритмы самообучения позволяют найти точную искомую информацию при онлайн-поиске в кратчайшее время. Однако наряду с огромными преимуществами использование Больших Данных имеет и серьезные недостатки. Недавние громкие сделки слияния и поглощения на цифровых и Интернет-рынках подняли вопрос о воздействии объединения иприобретения контроля над большими массивами данных на конкуренцию. Действительно, компании могут использовать передовые компьютерные технологии для координации деловых практик,навязывания потребителям неправомерных условий, использования расширения рыночной власти для повышения цен и даже для возможного закрытия рынка для новых конкурентов. Сетевыеэффекты на основе данных проявляют тенденцию к устойчивости, что позволяет действующимучастникам рынка закрепить свои позиции, как только будет достигнута критическая масса пользователей. Компенсируют ли преимущества Больших Данных общественные издержки, зависит втом числе от того, как антимонопольные органы и регуляторы будут реагировать на новые вызовыцифровой экономики. Либо будут формироваться все более конкурентные, состязательные и дина-мично развивающиеся рынки, где преобладают эффективность и инновации; либо последует эко-номическая концентрация, ведущая к злоупотреблениям рыночной властью и к стагнации. В ста-тье предлагается определение «Больших Данных» и описываются основные типы воздействующихсубъектов и топология рынка «экосистемы Больших Данных». Выявлены возможные конкурентныепроблемы в связи с использованием Больших Данных и проанализировано их потенциальное воз-действие на результативность инструментов содействия конкуренции и на основные направленияработы антимонопольных органов: борьбу с картелями, оценку злоупотребления доминированиеми контроль над слияниями.} }